Posted 5 ноября 2017,, 05:00

Published 5 ноября 2017,, 05:00

Modified 1 марта 2023,, 17:50

Updated 1 марта 2023,, 17:50

Что на том конце России? Пермяк на мотоцикле проехал 11,5 тысяч километров до Сахалина

5 ноября 2017, 05:00
Пермяк Евгений Мезин рассказал Properm.ru о необычной поездке, увиденном в дороге и впечатлениях о каждом городе, где побывал. Советы мотоциклистам-путешественникам, особенности национального вождения и оценка плохих дорог — всё это есть в рассказе путешественника.

Как появилась идея такого далекого путешествия?

— Ему предшествовало другое путешествие: прокатились по шести азиатским странам. Там брали мотоциклы напрокат, смотрели на их культуры и быт. После поездки задумались о том, что в других-то странах мы были, а своей даже половину не видели. Захотелось посмотреть, насколько Россия действительно огромная, необъятная, богатая природой.

Я люблю дорогу. Обожаю само состояние езды. Безумно люблю мотоциклы, это лучший транспорт. Если б у нас не было зимы, я обходился бы только мотоциклом, без машины вообще. Путешествовать на машине тоже здорово, то ты именно В машине — сидишь, ешь, спишь при необходимости. На мотоцикле иначе — путешествие прямо вокруг, мир обволакивает тебя. Есть только ты, байк и природа.

От Омска до Новосибирска 660 километров пути — одна из лучших дорог в РФ. Отличное покрытие, нечастые попутки и встречки, которые лишь изредка напоминают что ты не один. Пока ехали, похолодало, облака всю дорогу словно были крышей в метрах 100–150 от земли. Даже ощущалось теснота на фоне безграничных полей и озер, и дороги, словно стрела, уходящей прямо на Восток за горизонт. По дороге встретили байкера из Польши. Едет на Байкал… Новосибирск, третий в России город по численности населения, встретил нереальной семикилометровой пробкой в 3–4 ряда. Объехали оба берега Новосибирска: прикольные пейзажи, интересные парки, множество мостов, один из которых самый длинный (как метромост) в РФ. Впечатление от Столицы Сибири — соответствующее! Дальше был Красноярск. Там побывали в заповеднике «Столбы». Природа очаровывает и вдохновляет. Интересное место с той точки зрения, что тут счастье наполняет тебя само по себе. Ходишь, улыбаешься окрыленности и легкости. Жаль нельзя передать сочный вкус запаха леса.

На Байкале были. Выходили на лодке — ощущение, что ты находишься в бескрайнем море, которое проваливается за горизонт. Когда глушили мотор, вокруг начинали появляться нерпы, эндемики Байкала. А в нескольких метрах от нас садились чайки и бакланы. Температура воды была всего +12 градусов, но искупаться было принципиальным пунктиком.

Улан-Удэ — город по началу показался с советской закалкой, да и крупнейшая в мире голова Ленина не сильно развенчала это ощущение. Первым делом заехали в Дацан. По идее это храм Будды, но в нем присутствовали и индуистские божества: всеми любимый Ганеша и Шива. Местный лама прояснил, что местный буддизм это солянка индийских верований с примесью местной культуры и архитектуры. «Да и какая разница — главное, что бы людям было понятно, кому и легко помолиться», — так он сказал.

В Забайкальском крае нас догнал циклон, 90% времени шел дождь. Кто-то нам пророчил жару и лесные пожары в Забайкалье. Куда уж там… По дороге встретили группу китайских байкеров, они ездили на Байкал. На 5 байков — 10 китайцев. Они ехали с микроавтобусом: сушатся, отдыхают и меняются на ходу

Чита. В центре много исторических зданий, почти все используются государственными структурами. Основное население — военные и железнодорожники. Город приличный по размаху, но населения всего 300 тысяч человек. Порадовала местная еда — позы и бурятский суп. Чем-то напоминают хинкали, только лука и трав поменьше, в основном мясо. Потом были 600 километров от Читы до Могоча Дороги на удивление хорошие, пейзажи настолько вкусные и разнообразные, что могут восхитить даже искушенных. От хвоистых сопок до бескрайних полей на перегоне было пару раз ощущение, что заставку Windows ХР снимали где-то тут. Или представлялось, что качу по Новой Зеландии, вокруг были огромные стада лошадей, коров, овец. По пути встретили пожилую пару из Германии, которые на 70-м «Крузаке» катят во Владивосток. Мужчина тоже оказался владельцем «Ямаха Тенере» и байкером, но сказал, что для таких маршрутов на мотоцикле уже староват, и предпочел прокатиться на авто со спальником на крыше. Комфортно и ни к чему не привязан. Для России самое то.

Благовещенск нам подарил окно солнечного вечера и удивил изумительной архитектурой, театрами, площадью победы и набережной. Я даже не поленился взять велосипед и прокатиться по центру. Получил удовольствие. Амур, как и любая река, разделяет городские постройки на правый и левый берег — только одно «но».

Нет ни одного моста, ведь Амур это граница между Китаем и Россией. Даже не верится, что через реку уже другая страна. Напоминает лишь наряд на маяке и боевой катер береговой охраны, курсирующий по берегу. Местная кухня порадовала новшествами: в меню есть личинки шелкопряда, стебли чеснока, яичница в карамели. Кстати, в Благовещенске всего 200 тысяч человек, а в китайском Хейхе — аж миллион семьсот. Вот такие у нас многочисленные соседи. Китайские туристы не говорят ни по-русски, ни по-английски. Пришлось пару раз «играть в крокодила».

Дальше был Биробиджан. Сам город я увидел только из окон машины товарища, который нас встретил. Дорога в области порадовала сопками, перепадами высот и пейзажами, несмотря на дикие перемены погоды от ясного солнца до шквального ливня. Амурская область же наоборот своими равнинами заставляла считать дальность горизонтов и вспоминать тригонометрию. Оказывается, самым длинным перегоном до горизонта получился вид с возвышенности длиной в 16 км, а обычным было удаление всего на 5–7 км. Под конец уже считал, что если до заправки 30 км — то надо отмерить 5–6 горизонтов и заправка появится. В Биробиджане, естественно, зашли в еврейскую кафешку — хумус был отменным.

Дорога от Биробиджана до Ванино, 750 километров, была очень разной. Под Хабаровском нас встретил серьезный ливень, даже Амурский мост был виден не полностью. Решили не тормозить у стелы города, а пролетели все по объездной. Начало перегона озарило солнечным просветом, однако, на первом отрезке грунтовки снова настиг циклон. До Лидоги пейзаж особо не радовал красотами, кроме нескольких озер и саванн, но после поворота на Ванино пейзаж изменился, и мы помчали своих коней по серпантинам сопок. Дорога в начале и в конце отрезка — словно после череды бомбежек — ровный асфальт с ямами метровой длины и 10–15 сантиметровой глубины. Поймаешь такую — кранты подвеске. Но пейзаж не провоцировал на рассуждения и скорость. Я ехал с открытым ртом! Величественные сопки, бурлящие горные речки и аромат свежести природы очаровывали. Только вот после перевала нас настигла громадная туча и словно рубильником отключили свет. Мы не успели проехать всего 50 км. В итоге ехали их больше часа. Пришлось ехать стоя, с открытым шлемом и прищуренными глазами, ибо не было видно НИЧЕГО. А потом был паром в Южно-Сахалинск. Было много времени выспаться.

Остров встретил нас сопками и очаровательными видами. По дороге мы решили заглянуть на Чертов мост. Пока пробирался по маленьким речкам и глине, покрытой глубокими лужами, реально подумал, что он «чёртов», но увидев его, я понял, что еще и чертовски красивый. Японцы рубили галереи прямо в скалах, что бы поезд набирал высоту на сопку. Серпантинная дорога в город радовала своими поворотами, а порой на немногочисленных зеленых полях, казалось, что ты не в России. Вот и «Мегафон» подумал так же и за 10 минут разговора списал с меня 500 рублей. Оператор сказал, что на этот остров роуминг не распространяется.

На самом острове совершили восхождение на Пик смелых. Виды покорили! А еще была рыбалка. Несмотря на то, что рыбаки и цены на морепродукты говорят о нехватке рыбы и икры в этом году, одно можно сказать точно — природа Сахалина все же безумно богата. На склонах сопок растет множество ягоды — костяника, клюква, клоповка, а море все же богато рыбой. Для меня было непривычно видеть как горбуша от полуметра и больше резвится на берегу перед нерестом, бегая, словно стая маленьких акул плавником вверх, но брюхом по песку. Я как раз наблюдал за их шабашем, как одна из рыб, несоразмерив свои силы, вылетела на меня. Первый раз в жизни я поймал такого зверя, при чем без снастей — просто руками. И в ледяном Охотском море искупался.

Сахалин — это райский остров. Ванино и Холмск с паромной переправой — семь кругов ада на пути в рай. Долгую историю про паромные квесты нужно рассказывать отдельно, и лучше в форме письма в Минтранс РФ. Дорога Ванино-Лидога волшебна по красоте с её перевалами, окутанными серпантинами вьющихся дорог, однако она не дает расслабиться, так как среди ровного асфальта выскакивают ямы, словно от минометного обстрела… Отрезок Лидога-Хабаровск вознаградил отрезками грунтовки, при езде по которой проезжающие машины превращались в реактивные самолеты, оставляющие столбы пыли. В город приехал чумазым, словно из угольной шахты. Хабаровск — волшебный город с красивой многоэтажной застройкой, очаровательной набережной и многолюдными широченными улицами и бульварами. Местный таксист сказал, что Хабаровск это город на трех холмах, и действительно — центральные улицы на возвышенностях, а пересекающие их дороги, как подвесные мосты, соединяющие возвышенности центральных проспектов.

Между Хабаровском и Владивостоком 750 км шикарной дороги. Трасса вокруг Уссурийска просто сказка. Четыре полосы и искусственное освещение, зеркальное полотно, идеальные затяжные линии поворотов, в которых можно даже не сбавлять скорость. Мимоходом заглянули в Уссурийск и заброшенную авиабазу Воздвиженка. Кроме пустых ангаров и раздолбанного памятника из бомбардировщика ничего интересного не нашли. И погнали дальше в Находку.

В Находке были в бухте Шепалово. Ехали по дороге вдоль моря. Красивые пейзажи, сопки, но змея сплошной линии тянется десятками километров, и не дай Бог догнать фуру. Следующие километры ползешь как улитка и засыпаешь за рулём. В бухте вода кажется нереальной, словно вокруг компьютерная графика и все не по-настоящему. А между тем, был уже месяц в пути и билеты на самолет в кармане.

Вернулся во Владивосток. Дорога пролетела незаметно, кроме поселка Новая Москва. Это единственный участок, где не было асфальта и пришлось прыгать по булыжникам грунтовки. Во Владике первым делом рванули на Форты. Половина из них оказались действующими воинскими частями. И методом тыка и бега от сторожевых собак нашли Форт №7. там увлеченный своим подземельным и сырым делом экскурсовод провел нам презентацию колоссальной постройки. Не хотел бы я там служить в мирное время, хотя на время бомбежек и обстрелов лучше место сложно найти. Дальше двинули на Ворошиловскую батарею. Оказывается, громадное четырехэтажное строение, в котором служил расчет из 80 человек, даже метало артснаряды массой в 400 с кепкой килограмм, испуская из своих жерл по 150 кубометров пороховых газов, чем и был снесен припаркованный УАЗик проверяющей учения комиссии. Бывший зам командира батареи сказал «И нечего было ставить рядом с башней. Их предупреждали, а у них понты»… Понял, что математика и баллистика меганауки, так как попасть в идущий корабль за 35 километров, стреляя из-за сопки, это мощь. При чем без компьютеров: таблицы, расчеты, оптические дальномеры и т.д. Русский мост и Золотой мост вдохновили своей величественностью и размахом. У Русского моста самый большой в мире пролет — более километра! И стоимость 1 млрд долларов. Мосты — шикарные инфраструктурные создания.

Настолько привык к седлу мотоцикла, что подумывал мотнуть обратно на нем же. Но…

Пока самолет мерил своими приборами мелькающие под фюзеляжем километры в головы приходили номинации тем местам, где я побывал…) Сахалин — область-мечта, с прекрасной природой, размахом богатства, но не бумажного в рублях или долларах, а реального, ощутимого. На острове чувствуешь себя настоящим. Владивосток — город инфраструктурных сооружений, начиная от знаменитых современных мостов и дорог, заканчивая столетними военными фортами и батареями. Хабаровск — город парковых перфомансов и движений, пешеходных улиц и атмосферы легкости. Биробиджан — маленький город с атрибутами областного центра — карьерная лестница для госслужащих. Население как в Кунгуре, а начальники — генералы. Чита — вот как 100 лет назвали песочницей, так оно и есть. Реки воды на улицах, которые затягивают асфальт песком. Не рай для мотоциклистов. Ванино и Холмск — может, и хорошие города, но из-за парома так и остаются вратами ада на пути в рай.

Путешествия затягивают, знаю точно. Куда дальше?

— Я хочу сделать трип вокруг Черного моря, интернациональный и очень интересный. По плану, там будут и страны бывшего советского пространства, и балканские страны, и немножко на север завернуть хочется. Грузия, Турция, Болгария, Венгрия, а дальше Эстония и Латвия, и домой через Питер.

Фото из личного архива

"