Posted 27 сентября 2018,, 10:00

Published 27 сентября 2018,, 10:00

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

В «Сколково» запустили первый беспилотный электробус. Катаемся и объясняем, что это за зверь

27 сентября 2018, 10:00
Дмитрий Загуменнов
26 сентября в инновационном центре «Сколково» презентовали «ШАТЛ 2.0» и запустили опытную зону беспилотного транспорта на сети 5G. Нам удалось все посмотреть и потрогать. Рассказываем о технических особенностях автомобиля и личных впечатлениях.

Что же такое «ШАТЛ 2.0»?

Проект «ШАТЛ» — это беспилотный электробус, рассчитанный на 12 мест (сидячих и стоячих поровну). Как утверждают разработчики, его техническая скорость — 110 км/ч., но на демонстрации он не ездил быстрее 10 км/ч. Полная зарядка аккумулятора займет примерно 3,5 часа. Этого электробусу хватит, чтобы проехать до 120 км.

«ШАТЛ» получил полноуправляемое шасси. Обе пары колес поворачиваются синхронно, что позволяет добиться меньшего радиуса разворота. Например, на презентации мы сделали поворот на 180 градусов на стандартной двухполосной дороге.

Выглядит все более чем современно. Интерьер и экстерьер, кстати, разработало ФГУП «НАМИ» (занимался созданием проекта «Кортеж» для первых лиц государства). Маршрут следования и информация для пассажиров отображается на трех экранах, которые расположены рядом с местами для сидения. Также есть один сенсорный экран, с помощью которого можно управлять некоторыми системами автомобиля.

Внутри находиться вполне комфортно, но если электробус «не забит под завязку». При полной загруженности «ШАТЛ» напоминает маршрутку. Современную, беспилотную, красивую, с панорамной крышей, но все так маршрутку. Оптимальная нагрузка не больше 10 человек. Управление «ШАТЛом» происходит удаленно из диспетчерского центра. Специалист следит за движением автомобиля по заданному маршруту и анализирует информацию с датчиков.

Появился «ШАТЛ 2.0» благодаря совместной работе Ростелекома, Nokia, ФГУП «НАМИ», «КАМАЗ», фонда «Сколково». Ростелеком и Nokia организовали пилотную зону сетей 5G на которых держится работа всех систем автомобиля, «НАМИ» и «КАМАЗ» — это основные разработчики «ШАТЛа», а инновационный парк «Сколково» стал площадкой, на которой развернули 5G и открыли станцию для тестирования беспилотников.

Короткая задержка сигнала (одна миллисекунда против 10 миллисекунд в сетях 4G) делает 5G идеальной «средой» для развития беспилотного транспорта. Качественная и быстрая связь позволит разработчикам сделать автомобили максимально безопасными и подготовить их для движения по городским улицам. Ведь в условиях городского движения, когда необходимо анализировать сотни факторов, автомобиль должен быть всегда на связи с центром, вовремя получать и обрабатывать информацию.

Когда беспилотники появятся на улицах?

Внедрение беспилотных автомобилей не менее сложный этап, чем его разработка и конструирование. Чтобы такой транспорт появился хотя бы на нескольких улицах крупных городов, необходимо проделать колоссальную работу.

Во-первых, все изделия проходят сертификацию по государственным стандартам. Но сейчас в России ГОСТов для беспилотных автомобилей просто не существует. Конечно, разработка ведется, но это длительный процесс. Подготовка документа требует участие различных ведомств и бесконечных согласований.

Во-вторых, нужны изменения в ПДД. Действующие правила не предусматривают движение беспилотников в общем потоке с обычными автомобилями.

В-третьих, прежде чем выпустить на улицу беспилотный транспорт для него необходимо создать инфраструктуру. Как минимум обеспечить хорошее покрытие сетями 5G. Сейчас в России эта технология используется только в инновационном центре «Сколково» (Москва), НИИТС (Москва), Иннополисе (Казань) и Эрмитаже (Санкт-Петербург). Массовое строительство вышек 5G должно начаться в 2021 году. Это предусмотренно федеральной программой «Цифровая экономика».

Можно предположить, что общественность увидит беспилотники в действии не раньше чем через пять лет. До этого их будут использовать в основном на закрытых территориях и в тестовом режиме. Например, фонд «Сколково» уже выразил готовность использовать «ШАТЛы» для передвижения сотрудников по инновационному центру (площади там приличные). Однако перспектива развития беспилотных автомобилей гораздо шире. По словам разработчиков, в будущем в производство могут быть запущены разные линейки автомобилей. «НАМИ» и «КАМАЗ» уже разработали концепты электробусов с большей вместимостью пассажиров и грузовиков малой и средней грузоподъемности.

"