Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Владимир Путин поручил выделить на программу утилизации еще 10 млрд рублей

4 июня 2010, 14:13

Правительство России услышало многочисленные просьбы о продлении программы утилизации старых автомобилей. Вчера премьер Владимир Путин поручил выделить на нее в 2010 году дополнительные 10 млрд руб. Одно из основных условий, поставленных главой правительства, — обеспечить плавный выход из программы в 2011 году - пишет РБК. В западных странах с отменой аналогичных мер отмечалось резкое падение продаж. Впрочем, эксперты надеются, что к следующей весне российский авторынок сможет расти и без государственной помощи.

Программа утилизации стартовала 8 марта 2010 года и должна была завершиться к ноябрю. Выделено на нее было 10,5 млрд руб. С учетом организационных расходов на эти средства запланировано выдать 200 тыс. сертификатов. В своем нынешнем виде программа утилизации позволяет заменить менее 1,5% парка всех машин старше десяти лет. Но для рынка поддержка существенна — около 15% от объемов 2009 года.

Поначалу Владимир Путин и сам подстегивал интерес к утилизации, заявив в марте, что покупателям стоит поспешить воспользоваться льготными условиями. За первый месяц действия программы было продано 15,7 тыс. автомобилей и оформлено 50 тыс. свидетельств. Вчера же количество выданных сертификатов достигло уже 179,5 тыс., а проданных машин — 65 тыс. И, как рассказал в среду на встрече с Владимиром Путиным министр промышленности и торговли Виктор Христенко, уже к 12 июня все сертификаты могут быть выданы.

Как заявил вчера на заседании правительства Владимир Путин, в целом программа работает эффективно и является действенным средством поддержки автомобильной промышленности. «Считаю необходимым увеличить финансирование в текущем году по этой программе еще на 10 млрд руб.», — сказал он, попросив при этом представить предложения по плавному выходу из этой программы в 2011 году.

Со стартом программы утилизации продажи на российском автомобильном рынке смогли преодолеть отметку в 100 тыс. машин в месяц, прибавив в марте почти 40%. Несомненным лидером оказался АвтоВАЗ. По данным Минпромторга, на сегодня по программе утилизации продано порядка 47,7 тыс. автомобилей Lada. Показатели других марок на порядок ниже — Renault — около 3,7 тыс. машин, Ford — около 2,5 тыс., «УАЗ» — 2050, «ГАЗ» — 1880. До старта программы опросы показывали, что более половины желающих в ней участвовать намеревались купить иномарку, но на практике спрос на вазовскую «классику» оказался столь ажиотажным, что заводу пришлось срочно наращивать ее производство: в мае оно было увеличено на 76,3%, до 17,6 тыс. штук.

Но в мировой практике с окончанием программ поддержки государством авторынка продажи резко падали. «Безусловно, мировая практика учитывалась, и именно с этой целью поручено предусмотреть постепенный выход из программы, чтобы минимизировать негативные последствия», — рассказал РБК daily пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

Но остаются и другие проблемы. Как отметил Виктор Христенко, задержка между предъявлением машины к утилизации и сделкой по приобретению новой машины составляет примерно два с половиной месяца. Желая стимулировать дилеров не затягивать продажи, Минпромторг ввел ограничения: соотношение выданных сертификатов и проданных машин в мае 3 к 1, в июне — 2 к 1. Будут ли теперь эти ограничения ослаблены, пока неясно.

Все аналогичные программы других стран были направлены на поддержку рынка на пике падения и, как правило, заканчивались с восстановлением рынка. Как отмечает директор практики по оказанию аудиторских услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров, практика показывает, что механизмы плавного выхода — не простой вопрос администрирования. «Можно вводить ограничения на участников, на финансирование в определенные периоды и т.д, — отмечает он. — Но мы видим сейчас усиление рыночных тенденций, так что у программы утилизации может постепенно снижаться значение, и дополнительных мер по выходу из нее не потребуется». Как добавляет представитель аналитической компании JATO Dynamics в России Владимир Видулов, ажиотаж связан с тем, что покупатели боятся не успеть. «Но в марте 2011 года можно ожидать уже естественного роста продаж, и если программа утилизации дотянет до этого срока, то выход будет вполне плавным», — говорит он.