Posted 27 февраля 2020,, 03:00

Published 27 февраля 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 16:15

Updated 2 марта 2023,, 16:15

«Разорительный» обход. Дебаты о прибрежной ветке заслонили вопрос Северного обхода и моста через Каму

27 февраля 2020, 03:00
21 февраля врио губернатора Прикамья Дмитрий Махонин и глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров провели переговоры в Москве. Вероятно, в ходе встречи обсуждалась судьба одной из наиболее масштабных строек в Пермском крае – нового автомобильно-железнодорожного моста через Каму, хотя об этом в пресс-релизе нет ни слова.

Итоги одной прогулки

Не вызывает сомнений, что сегодня пермяков и жителей значительной части Западного Урала чрезвычайно интересует тема закрытия движения поездов на участке между станциями Пермь-I - Пермь-II. Краевые власти неоднократно заявляли о планах выкупить эту часть путей, дабы устроить вдоль набережной Камы маршрут скоростного трамвая. Пустить его намечено в 2023 году, синхронно с обустройством двух транспортно-пересадочных узлов «Пермь-II» и «Мотовилиха». Но пока – это только проекты.

Между тем, движение электрички между двумя пермскими железнодорожными вокзалами закрыто уже в конце января. Согласно официальной версии, поспешность обусловлена планами «открыть доступ к набережной, реконструкция которой завершится к 300-летию Перми». При этом особо подчеркивается, что «проект преобразования был поддержан президентом РФ Владимиром Путиным во время визита в краевую столицу в 2017 году».

Действительно, во время посещения Президентом столицы Прикамья в обществе Максима Решетникова пермский экс-губернатор, «рассказал главе государства о планах масштабной реконструкции городского пространства». По словам главы региона, для благоустройства набережной и в связи с отмечаемым в 2023 году 300-летием Перми власти предлагают демонтировать железнодорожную ветку, что позволит создать здесь новое городское пространство, а грузоперевозки будут перенаправлены на параллельную линию на другом берегу реки.

Реконструкция - по Марксу!

Сегодня на фоне растущего недовольства пермских пассажиров электричек, и идущими в городе митингами, все как-то забыли о том, что важнейшей составляющей планов краевого правительства было строительство так называемого Северного обхода. Речь идет о ветке железной дороги, которая бы позволила обеспечить транспортировку основных экспортных грузов региона из Березниковско-Соликамской агломерации, минуя Пермь.

Собственно, в этом случае все соответствует теории Карла Маркса: экономическая необходимость (рост промышленности Верхнекамья) первична по отношению к «надстройке» (желанию губернских властей превратить набережную Камы бог знает во что).
Как информирует официальный сайт «Российских железных дорог», «в связи с ожидаемым ростом перевозок в Березниковско-Соликамском узле в ОАО «РЖД» в 2017 году была разработана комплексная программа развития инфраструктуры на направлении Пермь – Соликамск. Ее исполнение позволит увеличить пропускную способность участка и повысить скорость доставки грузов предприятий Березниковско-Соликамского узла (химические и минеральные удобрения)».

Необходимость «опережающего развития» железнодорожной сети Верхнекамья связано, прежде всего, со строительством новых горно-обогатительных комбинатов на севере Пермского края. По прогнозам, к 2025 году погрузка предприятий Березниковско-Соликамского узла вырастет почти на 44% к уровню 2017 года и составит около 38 млн тонн.

Поэтому руководство железнодорожного холдинга приняло решение направить 13,7 млрд. рублей на модернизацию участка Пермь – Соликамск в 2017-2025 годах. В 2018 году выполнены проектные работы по 11 станциям, двум тяговым подстанциям, девяти вольтодобавочным устройствам (для усиления электроснабжения контактной сети). В 2019 году на завершение проектных и начало строительно-монтажных работ на участке Пермь – Соликамск было запланировано 654 млн рублей.

Естественно, с модернизацией направления Пермь-Соликамск самым тесным образом связан проект развития Пермского железнодорожного узла. Северный железнодорожный обход Перми намечалось использовать «для вывоза возрастающего потока грузов с предприятий в обход плотины Камской гидроэлектростанции, что дало бы ощутимые выгоды как грузоотправителям, так и в целом жителям региона (благодаря росту экономики)».

В ходе встречи Максима Решетникова и Олега Белозерова 15 сентября 2017 года, среди прочего, обсуждался проект высвобождения участка Свердловской железной дороги Пермь-II - Пермь-I - Мотовилиха с передачей его в распоряжение региона, и «перенос пассажирского сообщения с горнозаводского направления на альтернативные линии на правом берегу Камы». Помимо этого, стороны договорились проработать транспортную схему «гарантированного вывоза грузов Березниковско-Соликамского узла». И, в ходе диалога, сошлись во мнении, что строительство железнодорожной линии Пальники – Кабельная в два пути с однопутным мостовым переходом через Каму (в обход Станции Левшино и дамбы КамГЭС) «позволит обеспечить интенсивность перевозок с севера Пермского края».

«Звездный час» Пальников


Весной 2018 года Максим Решетников назвал строительство Северного железнодорожного обхода Перми одним из «масштабных проектов», который предстоит реализовать краю в тесном сотрудничестве с РЖД.

"Мы вернулись к идее возведения обхода через Пальники и Каму, - заявил тогда губернатор. - Руководство РЖД дало поручение региональным филиалам рассмотреть варианты строительства совмещенного автодорожного и железнодорожного моста в два уровня. После завершения работ на Восточном обходе и возведения моста через Чусовую станет возможным строительство автодорожного Северного обхода. Таким образом, мы замкнем кольцо вокруг города".

Вскоре специалисты подготовили два варианта прохождения трассы нового железнодорожного обхода и через Каму, обозначив их протяженность, а также выгоды и недостатки с точки зрения существующей инфраструктуры.

Один вариант подразумевал строительство обхода с примыканием к действующей ветке железной дороги на правобережье Чусовой у станции Пальники (общая протяженность – 49 км, в том числе новое строительство – 29 км). Другой вариант — примыкание на перегоне Пальники – Дивья с открытием разъезда Бобки — предполагал 38 км нового строительства при той же общей протяженности обхода (49 км).

Представители рабочей группы не раз заявляли прессе, что строительство железнодорожной линии в обход станции Левшино и дамбы КамГЭС «позволит обеспечить пропуск повышенного потока с севера Пермского края в настоящее время и на перспективу».

Короче – в восемь раз, дешевле – вдвое…

Казалось бы, вопрос почти решен, однако окончательные расчеты показали, что строительство 30-40 км новых путей вкупе с мостом обойдутся чересчур дорого. В апреле 2019 года в Перми побывал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров. После встречи с губернатором гость сообщил журналистам, что, на совещании принято решение изменить запланированное расположение нового железнодорожного моста через Каму. Презентованные ранее варианты строительства моста в районе Пальников, по словам замглавы холдинга «не являлись оптимальными», а «из-за большого количества территорий предназначенных для застройки и необходимых изменений трассировки в связи с расположением там горнолыжного курорта стоимость проекта вышла за параметры, пре¬дусмотренные в долгосрочной программе развития». Оценочно, строительство моста и новых путей в районе Пальников обошлись бы в общую сумму порядка 40 млрд рублей.

Более дешевый вариант, на котором, в конечном итоге, решено остановиться, предусматривает строительство моста чуть ниже КамГЭС. Как сообщила пресс-служба РЖД, нынешний вариант «предусматривает примыкание нового железнодорожного пути к существующим линиям на перегоне Кабельная – Левшино (с устройством путевого поста на правом берегу реки Кама) и на перегоне Балмошная – Левшино (с устройством путевого поста – на левом). По предварительным оценкам, стоимость строительства объекта составит порядка 25 млрд рублей. Протяженность обхода - около 5 км, с мостовым переходом один километр через Каму (эстакадная часть – 1,3 км)».

20 декабря 2019 года в Перми ОАО «РЖД» и правительство Пермского края подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2020 - 2022 годы. Среди основных направлений сотрудничества указаны: развитие Березниковско-Соликамского узла и направления Соликамск – Пермь-Сортировочная, и строительство Северного железнодорожного обхода Перми.

Подтвердили ли на встрече ранее достигнутые договоренности Олег Белозеров и Дмитрий Махонин? Железнодорожный обход Перми и мост через Каму слишком важные объекты для экономики региона. А ветка между двумя вокзалами в данном случае лишь попутная история.

Анатолий Москвин для Properm.ru

"