Posted 28 января 2022,, 03:00

Published 28 января 2022,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 15:42

Updated 2 марта 2023,, 15:42

Слезли с «химии». Пермь зимой обошлась без дорожных реагентов и городу это не повредило

Слезли с «химии». Пермь зимой обошлась без дорожных реагентов и городу это не повредило

28 января 2022, 03:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Слышали частые выражения, когда «завязавшие» рассказывают о своих потрясениях? «Раньше все было в химическом дурмане, а потом я увидел реальный мир». Так вот, я хочу сказать искреннее спасибо мэрии. Нынешней зимой в Перми нет противогололедной химии, и это прекрасно. Мы увидели другой город.

Говорю спасибо, полагаю, от имени практически всех водителей, большей части пешеходов, точно от всех владельцев собак. Мы уже забыли, как хорошо в Перми без, может и полезного, но гадкого при массовом применении химического продукта. У нас этой зимой светлый город с сухими дорогами, светлыми тротуарами и почти белыми сугробами.

Если честно, у меня всегда было предубеждение к массовому применению жесткой антигололедной химии на дорогах Перми. Из чего складывалось? Для начала сознание обычного обывателя (мое, в том числе) с трудом и медленно укладывает в голове факт полной безвредности и нейтральности эпической химии, которая плавит/растворяет лед за 5–10 минут.

«Два компонента — хлорид кальция и хлорид натрия. Хлорид кальция каждый из вас употребляет в твороге и молоке. Хлорид натрия — это обычная соль, которой вы солите пищу. Другие две добавки — это биофильные элементы. Если противогололёдный материал каким-то образом попадает на почву, то эти элементы позволяют составу как можно быстрее уйти из почвы без ее засоления. Последний из элементов — ингибитор коррозии», - объясняли в УЗПМ про состав «Бионорда» красноярцам. Отмечу, что к составу могут добавлять мраморную крошку и формиат натрия (соль муравьиной кислоты). Но четкие формулы с долями и процентами разработчики не публикуют — наверное, коммерческая тайна.

Во всех сертификатах указано, что вещество малоопасное. Там же написано, что реагент «вызывает раздражение при попадании на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей». Никогда не видел, чтобы реагент растворял подошвы ботинок и думаю, что это фантазии. Видел белый налет, жирную пленку на стеклах машины. Собакам эта штука явно не нравится. Но не больше. В итоге вроде и нормально с этой химией, но червяк сомнения остается.

Но главное не в формуле, а в проблемах массового применения на пермских дорогах. Вопросы не к производителям, а к тем, кто применяет. В официальной инструкции написано, что применять реагент надо в несколько стадий. Сначала нужно вычистить снег, затем разбросать в нужном количестве. Положишь меньше — плохо подействует, положишь больше — лужи и взвесь в воздухе. А через 40 минут после засыпания, нужно снова вычистить снег. То есть, по каждому участку техника должна пройти трижды, при этом выдерживая нужное время и количество реагента. И конечно, надо понимать, когда сыпать, а когда нет.

Как это делалось в реальности, видели все пермяки. Правильное соблюдение технологического цикла всегда было исключением, а не правилом. Мы либо ходили по рыхлой растопленной смеси снега и грязи, либо тонули в лужах, либо скользили, если растопленное успевало застыть. Дороги, тротуары, сугробы превращались в коричнево-серую массу, над дорогами висела взвесь из грязи, химии и воды. Она оседала на любых поверхностях и мгновенно замерзала. Если честно, почти каждый выезд в город на машине прошлыми зимами вызывал легкий приступ омерзения. А уж бесконечные расходы на незамерзайку и мойку помнит каждый автовладелец.

Я знаю место, где можно было четко увидеть границу между зимой и тем, что порождало бесконтрольное применение химии. Если ехать из Перми на север, то до развязки за Полазной грязь, взвесь, отвратительная видимость и естественно, непрерывное использование дворников и омывайки. А вот сразу за развязкой перед водителем сухая и чистая трасса.

В сильные внезапные морозы еще одним следствием бесконтрольного применения реагента становилась практически невидимая тонкая ледяная пленка на дороге, которая плохо сказывалась на торможении и управлении. Еще раз подчеркну: это не проблемы реагентов, но проблемы их правильного применения. Большая часть пермских подрядчиков так и не научилась правильной технологии.

Нам много лет говорили: «Смотрите. Ведь нет же гололедицы-то. А вот без химии была бы». Оказывается, нет. Как показывает нынешний сезон, в наших условиях нормальной спокойной зимы можно без жесткой химии. И город не рухнул в тартарары, нет кратного роста ДТП. Наверняка, кто-то скажет, что дело именно в погоде. Мол, оттепелей нет, переходов через ноль мало, вот и спокойно. Наверняка это играет роль. Но это же подтверждает тезис о необходимости применения реагентов только в нужное время и в нужных местах.

Мосты, подъёмы/спуски, другие опасные участки дорог — да, несомненно. Тротуары, при гололедице, оттепелях — конечно. А вот что касается всего остального — зачем? Как мы видим этой зимой, обычная регулярная чистка дает практически такой же эффект, но точно не портит город. Может быть в другом климате, с другими исполнителями массовое использование химии и дает лучший эффект. Но как мы видим, не в Перми.

Я не знаю как так получилось, что в этом году «ружья кирпичом не чистят». Может быть поджали расходы бюджета, может не успели закупить. Вполне возможно — сознательное решение профессионала. В любом случае нам дали увидеть, как оно бывает — без химии.

И оказалось, что хорошо.

"