Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Уроки безопасного вождения с Properm.ru: баланс автомобиля

27 января 2011, 15:00

Уроки безопасного вождения с Properm.ru: баланс автомобиля
Сегодня в «Уроках безопасного вождения» от Properm.ru гонщик Дмитрий Тагиров расскажет о том, как правильно надо работать с балансом автомобиля.

В прошлый раз мы учились выбирать правильную посадку за рулем. Сегодня поговорим о том, что описывают автомобильные журналисты в клише «Ныряет вглубь поворота под сброс газа» или «Машина плавно скользит наружу поворота передними колесами». Простым людям суть этого пассажа понятна не всегда. А тем временем речь-то идет о том, как чувствуется баланс автомобиля и как можно использовать его в своих целях.

Баланс автомобиля при управлении — это степень загрузки разных его осей: передней и задней. Для разных целей загрузка соответствующая. Способы воздействия на баланс автомобиля тоже разные.

Сброс газа, ударное включение пониженной или торможение - и автомобиль, клюя носом, припадает на переднюю ось. Происходит загрузка передней оси, амортизаторы сжимаются.
Обратите внимание на передние колесные арки: расстояние от покрышки до арки при нагрузке передней оси минимальное.

Состояние покоя: обе оси разгружены.
Машина стоит ровно.

Загрузка задней оси: при разгоне машина припадает на зад, нагружает его; при торможении корма, наоборот, разгружена, может уйти в занос.
Место от задних колес до арок минимальное.

Чтобы нормально пройти поворот, в том числе и на переднем приводе, нужно максимальное сцепление колес с дорогой: в таком состоянии машина наиболее точно и легко управляется, нежели когда передняя ось без нагрузки. Если сцепление передних колес с покрытием недостаточное, то машина может проскользить носом наружу поворота. То есть не внутрь его, как нам надо, а вскользь, глядя прямо.

Максимальное сцепление достигается путем загрузки передних колес. Оптимальный и универсальный алгоритм, — советует Дмитрий Тагиров, — таков.

— Вот мы двигаемся прямолинейно. Я немножко сбрасываю газ, передняя ось загрузилась. Переносим ногу с педали газа на тормоз.
Это еще сильнее догружает автомобиль. Затем поворачиваем плавно руль на небольшой угол в сторону поворота. Затем начинаем немного добавлять газ, увеличивая при этом угол поворота на рулевом колесе.

Если просто добавлять газ в повороте, у нас колеса потеряют необходимую силу, ось немного подразгрузится. Когда сбросили, у нас машинка чуть-чуть клюнула, передняя ось загрузилась, и в этот момент маневр будет эффективным», — поясняет Дмитрий.
При прохождении поворота главное — не переусердствовать. Все движения должны быть максимально плавными.

Дмитрий Тагиров:
— Если мы видим, что машина продолжает прямолинейное движение, то делаем вывод, что скорость еще недостаточно упала. Автомобиль просто проскальзывает. Инерция мешает силе сцепления шин с дорогой. В этом случае мы делаем еще одно движение рулем. Маленькие движения.

Ни в коем случае не надо выворачивать руль сильно. Иначе произойдет разбалансирование, потом дозагруз, и в этот момент у нас резко возрастет коэффициент сцепления задней оси, начнется увод в сторону. Задняя ось уходит в занос, а руль повернут в другую сторону максимально.

Когда мы начинаем крутить рулем назад, мы его перекручиваем уже в другую сторону. Руки не успевают откорректировать траекторию, и машина разворачивается на скользком покрытии.

Если не удалось повернуть сразу, то у нас реально высокая скорость. Значит, нужно продолжать дотормаживать и продолжать крутить рулевое колесо в сторону поворота для того, чтобы найти ту нужную скорость, удобную для совершения маневра.

Типичная ошибка — спешка. Можно разбалансировать автомобиль, неверно выбрав время сброса газа и вхождения в поворот.
Дмитрий Тагиров:
— Если до поворота еще далеко, а мы сбросили газ и потом снова стали нажимать на акселератор, то у нас передняя ось опять разгрузилась. Она качнулась, а мы снова отпустили педаль газа перед поворотом — получается очень сильный клевок. В этот момент у нас сильно разгруженная задняя ось съезжает с траектории, происходит увод задней оси, срыв, занос.

О том, как бороться с ситуацией заноса автомобиля, Дмитрий Тагиров и Properm.ru расскажут в ближайшее время.