Posted 10 июня 2011,, 06:34

Published 10 июня 2011,, 06:34

Modified 2 марта 2023,, 17:45

Updated 2 марта 2023,, 17:45

Спецрепортаж Properm.ru: легенды русского автопрома

10 июня 2011, 06:34
В следующем году ГАЗ празднует — ни много, ни мало — свое 80-летие! Накануне этой даты мы посетили музей Горьковского автозавода.

Только оказавшись за порогом музея Горьковского завода в приглушенном свете прожекторов, понимаешь, как плохо знаком с историей автомобильной промышленности родной страны. Нет, ну правда. Что мы знаем о нашем автопроме?

Кажется, ВАЗ находится где-то под Самарой, на УАЗе делают внедорожники, а еще когда-то были АЗЛК и ИжАвто, серпуховская ОКА и легковое подразделение КАМАЗа... Какие-то обрывки, детали, случайные факты.

На стенде за ними — ГАЗ-12 с экзотическим типом кузова «длиннобазный шестиоконный седан». На заводском конвейере флагман продержался аж 9 лет!

А про эту машину даже Yandex и Wikipedia ничего не знают. Более того, один-единственный живой экземпляр сохранился только в музее ГАЗа.

Параллельно в производство пошел неубиваемый ГАЗ-66. На конвейер он встал в 1964 году, и за 21 год выпуска он успел стать самым массовым грузовиком армии и народного хозяйства. Колесит он там и до сих пор: в основном, в сухопутных войсках и ВДВ.

Технически машина была абсолютно новационной: постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, реечное управление, электропакет с регулировкой кресел и подъемниками стекол, «МакФерсон» спереди и сзади и необычайно низкий коэффициент лобового сопротивления на уровне современных малолитражек (0,35)!

Погубила машину дороговизна: продавать теперь можно было и в розницу, но с ценником 50 000–60 000 долларов взлететь очень тяжело. И вправду, проще «Мерседес» взять.

Из того, что таки добралось до конвейера и было массовым и долговечным — ГАЗ-24 и его многочисленные модификации. По сути, все «Волги» 80-90-х суть глубокая модернизация «двадцатьчетверки». Даже вот этот ГАЗ 3111.

Ну, и последний на данный момент нижегородский опыт в деле производства легкового автомобиля среднего класса. Приснопамятный Siber, он же Chrysler Sebring, он же Dodge Stratos прошлого поколения. Актуальная конструкция, богатый набор опций в базе, ценник на уровне «Фольксвагена Поло» седан, но... Недолет.

Сначала по «Сайберу» жахнул кризис, потом масла в огонь подлило народное недоверие к русским автомобилям (пусть и с американской родословной). А добило проект неумелое продвижение на рынке. Вспомните, много ли рекламы «Сайбера» вы видели в телевизоре? На билбордах? В интернете? Да его даже в тест-парке дилеров было не найти!

Вообще, как часто «Сайбер» мелькал в профильной прессе? Мелькал, но ничтожно мало. И получал, кстати, хвалебные отзывы.

Так и вышло, что два года производства свелись к вялому выпуску небольших партий с таким же вялым стимулированием потребительского интереса государственными и региональными властями. Как итог — миллиардные вложения в модернизацию конвейера не просто не отбились, а оказались потерянными безвозвратно.

А легковушки... А что легковушки? Может, «Шкода» с «Фольксвагеном» конвейер займут. Chevrolet Aveo собирается получить нижегородскую прописку.

Текст,фото: Кирилл Зайцев

"