Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Ретро-драйв: ГАЗ М1 — год выпуска 37-й

Ретро-драйв: ГАЗ М1 - год выпуска 37-й
Невероятный раритет удалось застать нам на пермских улицах. Он на ходу, а его владелец с удовольствием рассказывает о чудесах автореконструкции.

"Ах, что такое движется там по реке, белым дымом играет и блещет металлом на солнце..." - вот примерно так реагирует пермская публика на появление столь раритетного экземпляра отечественного автопрома в дневном городском потоке. Увидев в потоке этот бежевый ГАЗ М1 граждане считают своим долгом деловито достать мобильное устройство и запечатлеть живую историю.

Владелец ГАЗ М1 1937 года выпуска Владислав Чухичев к такому вниманию уже привык. "Подходят, интересуются, спрашивают. При чем не только старшее поколение, а все чаще молодежь - им невероятно интересно!" - рассказывает Владислав, бережно протирая раритетный автомобиль перед съемкой.

Владислав Чухичев:

- Эта машина просто так стояла у знакомого. Название "эмка" мне долго ничего не говорило, пока не попался журнал «За рулем» со статьей про реставрированный - и я загорелся. Мне понравилась машина, мне стало жалко его. Решил спасти.

Сам кузов, приготовленный в металлолом, обошелся Владиславу недорого. А вот за документы была назначена отдельная цена. Весь процесс восстановления автомобиля занял четыре с половиной года. "Процесс восстановления медитативный, ради удовольствия, этим интересно заниматься" - вспоминает владелец раритетной машины.

ГАЗ М1. Год выпуска: 1937

Производство: СССР

Двигатель 3,2 литра мощностью в 50 лошадиных сил. Подразумевает заправку бензином с октановым числом от 56 до 62.

Трехступенчатая несинхронизированная КПП.

Спереди несущая балка на рессорах, сзади - обычный мост, аналогичный конструкции автомобиля "Победа".

Серийно "Эмка" выпускалась около 7 лет. Ее предшественником был легендарный ГАЗ-А - пожалуй, первый массовый легковой автомобиль в СССР.

В основу М1 лег американский Ford Model B. Американская документация была взята за основу, но в ходе адаптации автомобиль претерпел изменения: рама стала более мощной, изменилась форма крыльев, с 2 до 4 увеличилось количество рессор.

А индекс «М» в названии — от председателя Совнаркома, товарища Молотова. Завод в те годы носил его имя.

Понятное дело, всех благ цивилизации в автомобиле 1937 года выпуска нет и в помине. Но кое-что все же обнаружилось:

Без необходимых приборов никак не обойтись. А в придачу еще и пепельница, бардачок и аварийная световая сигнализация.

Диван тоже имеется. При чем не "водительское и пассажирское сиденье", а именно диван. Без ремней безопасности, без боковых поддержек, без подголовников - честный такой диван. И сзади тоже.

Владислав Чухичев:

Езжу, конечно же, не на этом автомобиле. На каждый день у меня Hyundai Santa Fe. После поездки на этой машине понимаешь, что "водитель" в те времена - это тяжелый труд и мастерство. После этой машины садишься в любую современную и отдыхаешь.

В ГАЗ М1 даже ручки запросто не откроешь - сноровку иметь надо.

Зеркал заднего вида, к примеру, на оригинале вообще не было. Конструкция не предусматривала. Зачем излишества такие в не слишком интенсивном дорожном движении тех лет?

Даже печка конструкцией не подразумевалась. Если передним пассажирам еще как-то перепадало тепла от работающего двигателя, то уделом пассажиров заднего дивана был тулуп. Обычный тулуп из овчины.

Обивка салона - офицерское сукно либо фирменная ГАЗовская ткань. Владислав нашел максимально приближенный к оригиналу материал и вручную обшил автомобиль внутри.

За те четыре года, которые ушли на реконструкцию машины, над кузовом машины тоже пришлось поколдовать. Несмотря на годы качество и толщина металла позволили ему сохраниться. И хотя днище пришлось заменить на новое из нержавейки, все же на 80% автомобиль можно считать целостным. Правда, кузов пришлось полностью покрасить. Как выяснилось, бежевый цвет идет автомобилю гораздо больше, чем черный (каким он достался Владиславу) или зеленый (слой родной заводской краски обнаружился в процессе реконструкции).

Восстановление машины потребовало значительных временных и финансовых вложений. "Зачем Вам все это?" - спросили мы хозяина автомобиля.

Владислав Чухичев:

- Не скрою, тема инвестиций здесь присутствует. Но и патриотические чувства есть. Такие машины не должны погибать.

- А сколько в городе у нас таких патриотов, которые восстанавливают раритетные советские автомобили?

- В Перми таких машин шесть. Две реально на ходу, остальные стоят в гаражах и гниют. "Победы" есть, "Волги" есть. У нас есть что показать, но никто этим не занимается. Недавно на Бахаревке пытались организовать выставку ретро-автомобилей, но город зарубил.

- Завидуете немного Екатеринбургу с их "ГАЗ-клубом" и клубом "Авторетро"? Ездили к ним на выставки?

- Нет. У них требования серьезные. Нужно чтобы все родное стояло, родной двигатель, а нем туда ехать просто жалко. С таким трудом его сделали, а ресурс у него маленький — всего 25 тысяч км.

- Получается, что изменения в автомобиль внесены все же серьезные?

- Ходовую пришлось полностью поменять. Тормозную систему родную на троссах поменял на волговскую гидравлику. Иначе было бы непрактично и очень опасно по нашему движению. Выбрал удобство и безопасность в этом. Еще гидроусилитель руля поставил. Дворник оставил один, как и должен быть. Щеточку только современную поставил, можно было бы подобрать, но бескаркасник как-то эффективнее.

Тут, можно сказать, заново с машиной знакомимся.

Итак, ГАЗ М1. Возраст: 74 года.

Двигатель ЗМЗ-402. Рабочий объем 2,4 литра, мощность 96 лошадиных сил. Бензин 92-й. Расход около 12 литров на сотню. Был разработан в 50-е годы прошлого столетия, снят с производства в 2006 году.

Подвеска, задний мост, 5-ступенчатая КПП и блок педалей от 105-й "Волги".

С этими измениями передвижения на ГАЗ М1 становится уже не таким тяжелым мастерством. Руль с гидроусилителем вращать легко и удобно, хоть и смущает его автобусный размер и невероятно тонкий хват. Сцепление выжимается плавно, а волговский движок родом из середины 20-го столетия тянет с самых низов, и даже позволяется разогнаться где-то на третьей передаче.

Средняя скорость на ГАЗ М1 50-60 км/ч, больше уже некомфортно. Хотя Владислав рассказывает, как разгонял свою "эмку" до сотни. "Там начинается кошмарное сопротивление ветру, так что лучше не повторять" - вспоминает свой эксперимент владелец машины. Естественно, движок, стоящий на сегодняшних ГАЗельки, позволяет и на объездной низко лететь по крайней полосе, но об аэродинамике автомобилей в 30-года еще мало кто в СССР задумывался. Даже при боковом ветре машина начинает подтормаживать.

Современный асфальт воспринимается "Эмкой" на отлично. И реакции машины абсолютно традиционны, как и ее потомков через 70 лет: крупные трещины проглатывает и отрабатывает, на мелких неровностях нещадная тряска передается в салон, а на асфальтовых волнах машину мотает. Даже и удивиться не чему.

Руля (с гидроусилителем, ха!) машина слушается, но, конечно же, весьма "ватно". Изысканные маневры на ГАЗ М1 вряд ли будут под силу даже водителю-асу. И опять же недобрым словом вспоминаешь раритетный эквивалент нормальному сиденью - спина от дивана "эмки" устает моментально, даже несмотря на то, что его можно подвигать ближе-дальше от руля. Избаловано все ж таки наше поколение современными инженерными решениями.

На улице 25-го Октября издалека замечаем, как дежурящий сотрудник ГИБДД аж на цыпочки приподнялся, чтоб разглядеть неспешно выруливающий навстречу раритет. И остановил, куда без этого. Как выяснилось, очень хотелось гайцу проверить документы и посмотреть год выпуска. "Тридцать седьмой!" - не веря своим глазам трижды прочитал гаишник. И задержал на 10 минут до выяснения...

...как такая машина оказалась в Перми, сколько денег потратил владелец на ее реконструкцию и прочих-прочих весьма занимательных вещей.

- Часто гаишники тормозят?

- Можно сказать, что вот сейчас первый раз был.

- А при постановке "эмки" на учет проблем не было?

- Нет. Очень положительно отнеслись, многие пришли поглядеть. Отношение к реконструированным машинам всегда хорошее, на учет ставят без проблем — документы ведь в порядке. Ради техосмотра пришлось ставить родной двигатель, настраивать его, чтоб более-менее прошло по современным нормам CO. Прошел осмотр с первого раза. Со страховкой тоже все гладко получилось.

- Иностранный автопром реконструировать не планируете?

- Мыслей не было. Хороший стоящий экземпляр сложно найти. Маленький класс мне не нравится, тот же Opel, который как 401-й москвич, найти можно, их много стоит по гаражам. Представительских класс бы найти еще советский, но таких машин очень мало и они уже очень дорогие. Машины, которые дожили до наших дней, сейчас почти все в Москве — в 90-е годы их отсюда пачками забирали.

- Все-все забрали? Или остались интересные авто?

- Насколько знаю, в Перми есть Lincoln 1934 года, который приехал из Питера своим ходом. Есть Mercedes 1933 года, много "Побед" есть, "Волги" 21-е. Но все просто стоит и гниет. Честно говоря, не всегда понимаю таких "коллекционеров". И ЗИСы были, и ЗИМы в Перми. Сейчас один ЗИС восстанавливается. BMW может быть скоро будет, тоже 30-х годов.

- А вы на этой "эмке" останавливаться не намерены?

- Есть еще один автомобиль, тоже ГАЗ М1, только 1939 года. Сейчас только начали его восстанавливать. Проект долгий. Планирую собрать его в оригинале, поставить все родное.

Даже во время фотосессии любопытные студенты и почтенная пожилая публика атаковали Владислава расспросами об автомобиле. Некоторые даже модель опознают. Диалог зачастую один и тот же:

- "Эмка" что ли?

- Она самая.

- А год выпуска?

- 37й.

-Ууууу.....

Может быть, Properm.ru удастся пробраться в мастерскую и своими глазами увидеть этапы процесса реконструкции раритетного автомобиля. А пока - разглядываем ГАЗ М1 со всех сторон в фотоальбоме: