Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Ретро-драйв: гонки на олдтаймерах SKODA

20 декабря 2011, 09:00

Ретро-драйв: гонки на олдтаймерах SKODA
Прикосновение к автомобильной истории вызывает дрожь в коленях. Особенно, когда скорость превышает 50 км/ч, а автомобилю - за 80 лет...

В европейских странах гордятся своей историей. Еще бы, границы стирались и строились, а мощное наследие Римской империи оставалось неизменным даже спустя долгие века. Да и сама империя возрождалась в измененных состояниях силами национальных лидеров, которые свои крепостные города претворяли в великие столицы.

Так и Прага, бывшая дважды столицей Священной римской империи германской нации, гордится своей историей. Здесь сами многовековые лестницы помнят величавую поступь Карла IV, стены хранят жаркие споры жестоких иезуитов, а воды величественной Влтавы до сих пор несут легенды о славе чешских королей и «золотого города». А где-то в центре Праги затерялась Злата Улочка, центр средневековой алхимии, куда стекались со всех концов Европы маги и шарлатаны в поисках «философского камня».

Секрет «философского камня», как помнится, так и не был найден. Да и был ли вообще этот камень, не ясно. Однако за много веков жидким золотом Чехии стало пиво. «Plzeňský Prazdroj!» — и в любом уголке Чехии тебя поймут. Пивная культура вшита в чешскую истрию янтарными нитями.

Но к ней мы еще вернемся. А пока обратим свой взгляд на автомобили ŠKODA, история которых насчитывает более столетия. Шагом прогресса для марки стал одноцилиндровый мотор, вмонтированный в раму велосипеда, а через три года уже и мотоцикл под маркой Laurin&Klement. В 1905 году был представлен и первые автомобили L&K Voiturette: 2-х и 4-местные лёгкие машины с V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. Сейчас — музейная редкость.

До Первой мировой Laurin&Klement выпускали авто для такси. В 1911 году был представлен автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 лошадиных сил, ставший самой популярной моделью фирмы на тот момент. А 35% всего «тиража» моделей S продавались в.. Россию. Даже были созданы филиалы Laurin&Klement в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. В 1925 году произошло судьбоносное слияние компании Laurin&Klement с акционерным обществом Skoda, после которого автомобили с завода в Млада Болеславе стали выходить с дошедшим и до наших дней шильдом со стрелой. А история про индейца, друга Эмиля Шкоды, уже и без того пересказана тысячи раз...

Унификацию шильда заменяла фантазия дизайнера. На каждой модели — свой вид крылатой стрелы.

Область производства синдиката SKODA была огромна: огромный трейлерные тягачи, электрогазовый автомобиль, бронированные машины, стационарные двигатели и моторы для аэропланов и самолетов «Девойтин». И даже дорожный трактор. И никогда при этом SKODA не забывала о легковых пассажирских автомобилях. В конце 20-х годов прошлого столетия было выпущено 2985 автомобилей Skoda 110. Позднее появились модели 4R и 6R.

А это Skoda 422. Год выпуска 1929.

Была найдена нынешним владельцем в старом сарае в состоянии полной разрухи. На ее восстановление ушло более 300 тысяч крон.

Казалось бы, в свои 82 года машина должна стоять в музее. Но нет, она ездит, и даже умеет разгоняться на своих 22 лошадиных силах до 75 км/ч — немыслимая скорость для того времени! Деревянный кузов на стальной раме, минимум приборов, три педали — и газ по центру. Диковинка. Современный водитель не выдержит и получаса такого вождения, но оно того стоит.

За рулем тесновато, никаких настроек для водительского места не предусмотрено. И кажется все просто: жмешь педали да крутишь руль. Но на брусчатке «Вондрова двора», исторической конной фермы, больше 30 км/ч и выжимать-то страшно. Вокруг нашего «гоночного трека» стены 1550 года постройки, а винтажный раритет приходится крепко удерживать рулем....

Да уж, на ретро-кары гораздо приятнее смотреть, чем ездить на них. Экземпляр на год младше — Skoda 430 — вызывает все те же чувства восторженной дрожи в коленках. Кажется, владелец вложил в реставрацию целое состояние.

По сравнению с предшественницей, 430-я кажется более вместительной. Она даже мощнее и быстрее — с 30 лошадиными силами ее предел составляет целых 80 км/ч.

Панель отделана деревом, а олдтаймерские приборы заставляют верить, что машине уже восемь десятков.

Внутренняя отделка на высоте — не пожалел владелец чешских крон. Поверхности дверей и салонные двианы полностью перетянуты.

На половине наших винтажных автомобилей стоит правый руль. Континентальное правостороннее движение было введено в Чехии лишь после фашисткой оккупации, а до этого времени машины выпускались «с рулем в бардачке». Вот еще пара подобных экземпляров, выпущенных в 30-е года прошлого столетия.

Skoda Popular.

Потрясла автомобильный рынок Европы новой системой трансмиссии и выиграла в 1936 году заезд на ралли в Монте-Карло. Не прямо эта, конечно же.

На смену Skoda Popular пришла Skoda 1101/1102 Tudor — элегантная, как пражская пани.

Но была у округлой симпатяги и внедорожная модификация 1101 VO, эдакий Jeep Wyllis болеславского разлива. Даже сегодня он выкрашен в хаки и обвешен инструментом, который вкупе с большими колесами и создавал проходимость этому заднеприводному танчику. Лопатами, если проще. И канистрой — на всякий случай.

Коллеги дружно окрестили машину «Yeti прошлых лет».

А машина, между прочим, верой и правдой служила в чехословацкой армии и до сих пор не требовала ни одного серьезного ремонта.

Еще один праворульный экземпляр — Skoda Rapid, выпускавшийся до, во время и после Второй мировой. Имя машины — Rapid — недавно возродилось. Так был назван бюджетный седан для Индии и прочих развивающихся стран. Но перед нами — винтажный образец чешской автомобильной истории.

Отличный экземпляр из тех, что выпускались целых 12 лет.

Заводится кнопкой Start как «Феррари». Правда, кнопка находится на полу около сцепления, а зажигание включается обычным ключом.

В сравнении с более взрослыми автомобилями Rapid с мотором в 1,5 литра и 41 лошадиной силой под капотом умеет даже выстреливать вперед и ощутимо ускоряться, стоит посильнее придавить на газ. Оказывается, и в повороты Rapid заходит гораздо проще своих старших братьев благодаря короткой базе. Вот тут можно и погоняться: бац, и «Yeti прошлого столетия» остался позади.

Непростой алгорим переключения передач не мешает Rapid быть пригодным аппаратом для наших олдтаймерских гонок по огромному кольцу Вондрова Двора. «Назад и влево на себя — первая, вправо до упора от себя — вторая, влево и до упора от себя — третья» — инстуктирует опытный коллега, пока блондинки поотдаль вспоминают, что «автомат» придумали несколько позже. И уже через пару минут Rapid опять бодро фырчит мотором, обходя по брусчатке винтажные кареты.

И даже догоняя маленькую красную ракету нашего пелотона — Skoda Octavia Super.

Выпуск такой Octavia был начат в далеком 1959 году. Серйное производство продолжалось до 1971 года, пока не устарела конструкция.

У нынешнего владельца машина уже около 10 лет. На непередаваемой смеси чешского, русского, английского и языка жестов наш новый знакомый Ладислав пытается рассказать о своей Octavia. А потом просто машет рукой, мол, садитесь, сами все поймете. «В тесноте, да не в обиде» — вспоминаем старую поговорку и очередной раз погружаемся в мир Skoda прошлого столетия.

Наша «старушка из 60-х» оказывается на добрых полметра короче современной Octavia. И другими характеристиками больше напоминает сегодняшние малолитражки: колесная база всего 2,4 метра, вес — меньше тонны.

Регулировок сиденья по-прежнему нет. Как и регулировки рулевой колонки. Чтоб дотянуться до педалей c ростом до 180 см нужно выбрать положение «полулежа». А на задний диван с любым ростом лучше не соваться — слишком уж там тесно.

Разобраться с хитрой схемой работы рычага коробки передач без поллитра «Сливовицы» нереально. Инструктаж Ладислава по-чешски оказался еще более непонятным. Так что решение нашли нетривиальное. «Spojka!» — на ходу командовал бравый автоколлекционер. По этой команде нужно было жать сцепление. А передачи он сам переключал. Так и ехали всю дорогу «в четыре руки».

Спереди — независимая подвеска, сзади — поперечные рессоры. Поворачиваемость? Нет, не слышали...

Octavia заходит в поворот только после перебора какого-то там по счету поворота руля, при этом кренится и поскрипывает.

Вот так же делают пятилетние тольяттинские «двенашки». Но этой машине-то почти 60!

Для своей эпохи Octavia Super была настоящим хот-хэтчем. Об этом до сих пор напоминают острые крылья над багажником и кругляши фар в духе 356-го Porsche.

И эта пижонистая «зажигалка» без устали летает по кольцу Вондрова Двора. Рядная четверка с 2 клапанами на цилиндр, 43 лошадиные силы, 69 нМ, предел по паспорту 126 км/ч! Разогнаться до третьей передачи на кругу — запросто, дальше уже боязно. Но ведь едет, несется даже! Успевай тормозить только, и делай это сильно заранее... Ход педалей длинный и тугой, и без какой-либо обратной связи. «Spojka!» — в 48-й раз кричит Ладислав, «Черт, да тормози же ты...» — уже умоляю колодки заблокироваться до конца. Вот где настоящий адреналиновый хот-хэтч ;)

«Ну как?» — интересуется коллега.

«Супер» — отвечаю.

«Super! Super!» — хлопает в ладоши веселый Ладислав, потом с хитрой улыбкой тычет пальцем в шильдик Super на борту свой красной ретро-Octavia и дарит раритный значок VETERAN CARS CLUB. За то, что мы прониклись.

Жаль, что времени разобраться в деталях и инженерных решениях того времени решительно не хватает. Но почувствовать дух эпохи — вполне. Прикоснуться своими руками к истории любого автомобильного бренда — невероятное удовольствие.

P.S.: Обещанный рассказ о пиве.

В Чехии его любят, употребляют и производят в нереальных количествах. Пивоваренных предприятий в Чехии было несчетное количество. Недаром в XIII веке в стране действовало «правило мили», согласно которому расстояние между пивоварнями должно было быть не менее мили. Чехи относятся к пиву с благоговением, как к напитку, олицетворяющему целый пласт национальной культуры и истории. Настоящей национальной гордостью они называют завод Pilsen, один из самых старых в Европе, не считая еще более древних частных пивоварен.

Завод Pilsen в городе Пльзень. Тот самый, основанный в 1839 году как Měšťanský pivovar («Городская пивоварня»).

По сей день на заводе варят гекталитры Pilsner Urquell, оно же Plzeňský Prazdroj. В огромных медных котлах уваривается сусло из воды, солода и хмеля.

А управляет автоматизированными процессами пивоварения совсем небольшая команда.

В другом цехе сусло уже без хмеля и солода бродит как минимум неделю под воздействием дрожжей. Процесс идет при пониженных температурах — в помещении чуть выше ноля градусов. Когда брожение заканчивается, в ваннах плещется мутная жидкость, так называемое «зеленое пиво».

Дрожжи не простые. Образец заперт в сейфе.

Чтобы зеленое пиво получило нужный вкус и крепость, пиво дображивает в прохладном подземелье в емкостях, которые называются «танки». По виду пены пивовары определяют степень готовности напитка. После — фильтрация и...

...и готовым напитком угощают гостей: «Na zdrav!»

Подробную экскурсию по музею завода Pilsen и конной ферме Вондров Двор, где происходил наш ретро-драйв, а также олдтамеры ŠKODA в деталях и подробностях можно посмотреть в «Фотогалерее» ниже.

За приглашение на мероприятие благодарим российский офис Skoda Auto и пермский автоцентр Skoda компании «АвтоРеспублика».

Фото: Анастасия Вяткина, Кирилл Зайцев