Posted 18 сентября 2012,, 09:00

Published 18 сентября 2012,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 17:48

Updated 2 марта 2023,, 17:48

VIP-драйв: Роман Кибасов и икона бренда Toyota

VIP-драйв: Роман Кибасов и икона бренда Toyota

18 сентября 2012, 09:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Директор по продажам «Тойота Центр Пермь» рассказал Properm.ru о будущем марки Toyota и настоящем компании-дилера. И все это — за рулем нового Land Cruiser 200.

Честно говоря, мы собирались записать интервью в автоцентре за чашечкой кофе. Но в итоге оказались у выстроенных в ряд тестовых автомобилей.

Выбрали, завели, поехали.

Про управляемость на асфальте особой надобности говорить не надо: едет он, как и положено рамному двухтонному «джипу» высотой почти два метра и с колесной базой размерами с малолитражку. Зато за пределами асфальта можно продолжать ехать, не снижая темпа! И на внедорожье покоряет своей честностью, невозмутимостью и бесстрашием. За это его и любят, а диоды с камерами — приятное дополнение.

Роман, почему вы выбрали именно Toyota Land Cruiser 200, а не какой-то другой автомобиль из обширной модельной линейки?

Это икона бренда. Он существенно обновился, и нам есть, чем гордиться. Сейчас это самый продаваемый полноценный внедорожник среди всех марок, присутствующих на российском рынке. Именно внедорожник с рамной конструкцией. Он зарекомендовал себя за долгие-долгие годы присутствия на мировом рынке, он — уже легенда. Если посчитать наши продажи, получается, что в среднем каждый день из «Тойота Центр Пермь» выезжает два проданных Land Cruiser. При покупке автомобиля за 3 миллиона рублей, личные предпочтения человека играют большую роль. Те, кто хорошо знаком с Toyota Land Cruiser, знают: это автомобиль на века.

В какие самые жесткие условия команда автоцентра загоняла Toyota Land Cruiser?

Мы никогда не стесняемся тестировать новые модели, испытываем по максимуму перед тем, как дать клиентам. И грязь, и снег, и слякоть — нужно испытать все. Именно на этом автомобиле, на котором мы сейчас едем, преодолевал у нас брод высотой метр, непроходимое заснеженное поле. Честно скажу, что не было 100% уверенности, что заедем и выберемся. Но все получилось. Большую роль здесь играют новые системы движения по бездорожью, можно сказать «внедорожный круиз-контроль».

Куда сейчас движется бренд Toyota?

Из массового сегмента Toyota движется в сторону премиум-масс, если можно так сказать. При стоимости этого автомобиля нужно уже думать о благородстве модели. Раньше некоторые технологии использовались только для Lexus, теперь они переходят на автомобили Toyota.

Честно говоря, я вижу заимствование только лишь премиального опционального оснащения и отделки. А где технологических прорыв, «космос»? Хочется большего.

Соглашусь, хочется большего. И оно будет. Пока не буду говорить, в чем конкретно. На последней конференции дилеров Toyota нам показали новинки бренда. Грядущий 2013 год будет насыщен новинками, а начнем даже раньше — с конца 2012 года. Уже распланирован график ввода новых моделей. Однозначно будем отвоевывать рынок больших и средних автомобилей с повышеной проходимостью — то, в чем наша марка всегда была сильной. Появился GT-86, один автомобиль уже на днях будет выставлен в автоцентре. Появится совершенно новый седан. Toyota его уже представила внутри компании и дилерам, но официально публике он будет представлен в конце этого года.

И снова о технологиях. Тот же Volkswagen, раз уж это основной конкурент, внедрил продвинутые двигатели TSI, готовится к переводу новых автомобилей на новую глобальную платформу MQB, разрабатывает опции безопасности. Чем ответит Toyota?
У нас есть мотор VVT-i, который практически устраняет традиционный компромисс между большим крутящим моментом на низких оборотах и большой мощностью на высоких благодаря оптимальному моменту впуска в каждом цилиндре для данных конкретных условий работы двигателя. У нас есть адаптивные коробки передач — современная разработка, подстраивается под стиль вождения. Toyota внедряет новые технологиии, просто не так сильно об этом заявляет на весь мир.

Некоторые автомобилисты любят сравнивать внедорожные возможности VW Touareg и Toyota Land Cruiser…

Несмотря на то, что все пытаются сравнить их, на мой взгляд, они слишком разные по концепции, чтобы ставить их рядом. У VW есть система 4Motion, у нас —CrawlControl. Обе эффективны, обе справляются с поставленными задачами.

Новая внешность Тойоты — менее традиционная, более агрессивная. Спорная для многих. Не экстравагантные «струящиеся линии», не строгая «корпоративная маска», а именно агрессивный остроугольный стиль. Почему и зачем?

Пришло время, пора меняться — так позиционирует реформы сама марка. Сейчас автопроизводители стали друг на друга активно смотреть. Топ-руководство Toyota само призналось «мы застоялись», пора вносить изменения во внешность. И был выбран такой стиль. Такое видение у японских разработчиков, свои веяния, своя связь с традиционной японской философией.

Кстати, Toyota редко транслирует на остальной мир философию, я не могу вспомнть ни одной легенды, истинной или созданной маркетологами, о бренде.

Более того, большинство россиян даже не знают, что означает значок Тойоты…

К стыду своему понимаю, что тоже не знаю… Мне всегда виделась стилизованная буква «Т».
На самом деле марка начинала свою жизнь со швейного дела. Поэтому то, что мы видим на каждом нашем автомобиле — это стилизованная нитка с иголкой. Потом уже появились другие толкования этой эмблемы, завязанные на философии, но первоначально было так.

Сейчас Toyota тактично игнорирует популярный нынче сегмент «специально для россии», так называемый автомобильный лоу-кост. Компании это не интересно?

Не интересно. Стратегия развития Toyota в том, что на мировом уровне не делать дешевых машин с сомнительным качеством. Нам важно оставить автомобили на определенном уровне качества.

Не только Toyota движется «к дорогому», несколько бредов одновременно пришли к выводу, что нужно двигаться не в массовый сегмент, а, напротив, увеличивать ценность своих автомобилей: Ford на пути к этому, KIA и Hyundai удивляют мир… Это работает?

Это нужно делать. У наших соотечественников сложился стереотип, что корейцы делают дешевые машины. И корейцы на это отвечают грамотной политикой повышения ценности бренда, выставляют в розницу машины по дорогой цене, при этом качество машин возросло многократно. Ford — бренд мирового масштаба, но продается сейчас не так хорошо, как хотелось бы. К примеру в Перми продаются только «Фокусы», здеь скорее вина дилеров — они не могут между собой договориться. Договорятся — смогут гораздо больше, и те, и другие.

Раз уж заговорили о пермском автобизнесе. Продажи машин в Перми и лидеры рынка отличаются от общероссийских. Во многих регионах лидируют Renault, Nissan и Chevrolet. А у нас Toyota бьется c Volkswagen…
За что пермскому «Фольксвагену» отдельный искренний respect! Volkswagen в общемировом масштабе уже три года назад поставил себе глобальную цель — стать №1, и все, что они делают, выглядит очень достойно. VW избрал хорошую политику, марка поддерживает региональных дилеров, заставляет открывать новые автоцентры по России. Toyota, в сравнении, здесь придерживается более консервативной политики. Но есть и другое показательное сравнение — средний ценник. У нас он составляет около 1,5 млн. рублей. У VW — намного меньше, так как львиную долю продаж составялет недорогой автомобиль «Поло».

Кто еще из пермских компаний-дилеров и марок способен стать городским лидером?
Если говорить о брендах, то раньше сильным конкурентом для нас был Nissan, сейчас обороты сбавились. Среди компаний видна стремительная динамика у «Сильвер Моторс».

Что может произойти на пермском авторынке в случае каких-то финансовых потрясений?

Пока не совсем понятно, чего ждать в ближайшие осенние месяцы. Движения есть: ряд банков поднимают ставки, аналитики прогнозируют изменения, не такие глобальные как в 2008–2009 годах, но заметные. Тогда пермский авторынок упал больше и глубже всех, на 73%. Ситуация в целом во всех сферах была тяжелая, это не могла не отразиться на продажах машин. Люди избавлялись от вторых машин в семье, дорогостоящей техники. В 2009 году нормальным было, когда приходил клиент, сдавал большую тяжелую машину и на замену брал простую «Короллу». Сейчас тот объем, который мы имеем, не добирает до уровня 2008 года. И прогнозы по росту местного рынка сейчас непонятные. Если летом мы ждали 30–35% роста, то сейчас никто не берется делать точный прогноз. Сформировано ожидание, что нечто должно произойти в финансовой сфере. К этому в любом случае нужно готовиться.

Сейчас вы не стремитесь ни к экспансии в другие регионы, ни к тому, чтобы положить в дилерский портфель другие бренды. Аккумулируете энергию?

У нас был опыт открытия автоцентра Lexus в Тюмени, и это был тот проект, которым по праву можно гордиться. Но его пришлось закрыть в рамках антикризисной минимизации затрат компании. Пока что мы больше в регионы не собираемся. Не видим смысла и в открытии новых брендов. Наша стратегия развития делает упор на работу с персоналом. В итоге у нас уже сейчас есть квалифицированные специлисты в продажах и сервисе, которые работают у нас по 10–12 лет, хранят клиентов, являются носителями ценностей компании. Есть перспективная молодежь, в которую вкладываемся.

А перспективную молодежь набираете из автомобильной сферы? Насколько сложно попасть в вашу компанию?
Не сложнее, чем в другие. Многоуровневые конкурсы применяет весь автобизнес. Стараемся набирать не из автомобильной сферы, ведь проще с нуля научить хорошему, чем долго переучивать с другого. Я сейчас читаю «Философия гостеприимства Four Seasons» Изадора Шарпа и понимаю, что на примере этой гостиничной корпорации становится ясно, что человек должен понимать, что он делает, и хочет, чтобы в него верили. Поэтому персонал для нас — это не просто люди, которые на нас работают, а часть компании. Изначально старались привить внутри компании семейные ценности, уделяем много времени адаптации новых сотрудников. Но некоторые отсеиваются, так как наши ценности не совпадают.

Ходят слухи, что каждое утро на оперативке ваши сотрудники встают в круг и кричат «мы работаем в Тойоте и очень этому рады»?
(долго смеется) Нет, такого нет.

А чем мотивируете на хорошую работу?

Не только зарплатой. К примеру, раз в год сотрудники, которые внесли наибольший вклад в развитие компании, получают автомобиль. И уже часть мененджеров ездит на Verso, Corolla, Camry — белые автомобили с наклейкой сзади по левому борту «Команда Верра-Моторс». Это личные автомобили, переданные в дар.

А если сотрудник уходит из компании, что происходит с такой машиной?
Мы не расссматриваем такой вопрос.

А что же обновленный Land Cruiser 200? «Брать или не брать?» — самый частый вопрос среди платежеспособной публики. Те, кто лично знаком с этой иконой бренда, ответят однозначным "да". Те же, кто только ищет себе внедорожник, могут посетовать на негуманный расход топлива и не самую яркую динамику. Но! В таких машинах куда больше востребованы просторный салон, плавность хода и уверенность вне дорог. И этого у Land Cruiser 200 не отнять.

Фото автора

"