Posted 30 августа 2012,, 04:30

Published 30 августа 2012,, 04:30

Modified 2 марта 2023,, 17:43

Updated 2 марта 2023,, 17:43

Глава Skoda Rus Любомир Найман: мы не боимся Hyundai и Toyota

Глава Skoda Rus Любомир Найман: мы не боимся Hyundai и Toyota

30 августа 2012, 04:30
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Не получив на ММАС-2012 трепетно ожидаемый «special for Russia» Skoda Rapid, мы приперли топ-менеджера к стенке и учинили допрос. И не только о «Рапиде».

Почему на Московском автосалоне не представлен обещанный Skoda Rapid, ведь на российском рынке у него большие перспективы?
— Официальная премьера Skoda Rapid запланирована на Парижском автосалоне. Это европейская традиция, которой уже около 40 лет: представлять самые ожидаемые в Европе новинки весной в Женеве и осенью в Париже.

В регионах очень востребованы бюджетные автомобили. Делает ли Skoda какие-то шаги в этом направлении, кроме «Рапида»?
— Мы очень довольны нашей ситуацией в России в регионах. В прошлом году продажи наших машин выросли на 62%, в этом — уже на 41%. Мы растем. Отлично работают «Фабия», «Йети» и «Окатвия», последняя является самым востребованным седаном для среднего класса в России. Мы занимаем 1 место в этом классе с долей в 15%. «Рапид» напомнит вам «Октавию», вы увидите это после Парижского автосалона.

А когда же мы познакомимся с «Рапидом» лично? Когда ждать старта продаж в России?
— Мы хотим не только продавать «Рапид» в России. Мы хотим его здесь производить, готовим технологическую линию в Калуге, вкладываем дополнительные средства в это. Нужно время. Ожидаем, что к 2014 году все будет налажено. Не исключено, что до этого времени в Россию будут завозиться «Рапиды» зарубежной сборки — это временное решение.

Когда в Калуге запускалось производство «Поло-седана», выпуск Skoda там же почти замер, так как все силы были брошены на старт перспективного направления. Есть ли гарантии, что при запуске «Рапида» выпуск других автомобилей марки и концерна в Калуге не пострадает?

— Производственные мощности Skoda в Калуге за последние годы были увеличены с учетом новых направлений. Вчера был подписан договор о новом предприятии в Калуге, которое будет выпускать двигатели TSI, около 150 тысяч моторов в год.

Опираясь на опыт производства в России «Поло-седана»: до сих пор есть проблема поставок в Калугу АКПП. И из-за этого в данной версии клиенты вынуждены ждать автомобили очень долго, до 6 месяцев. Имеется ли риск повторения такой ситуации с «Рапидом»?
— Я не уполномочен говорить о производстве Volkswagen, но про нас скажу, что мы думаем над логистикой, над поставками комплектующих, расчитывая мировой спрос на наши автомобили. Там, где автомобили более востребованы, туда и направляются комплектующие в первую очередь. Сегодня по Skoda в Калуге никаких проблем с комплектующими , все проблемы мы давно и успешно решили.

Успехи Skoda в России пока ниже успеха Volkswagen. Ваша реакция?
— Это успех Volkswagen, и в том числе и на новых рынках. В Китае продажи марки перевалили за 2 млн штук в год. С учетом непростого времени в экономике за последние годы, Volkswagen является победителем кризиса. И все марки нашего концерна двигаются только ввверх.

С появлением «Рапида» на российском рынке неизбежно возникнет конкуренция с «Поло-седаном». Что будете делать?

— Мы не чувствуем потенциальную конкуренцию. Рынок в России имеет большую емкость и перспективы развития. К тому же, «Поло-седан» с «Рапидом» не настолько похожи друг с другом. К примеру, у них разный список оборудования. Остальные секреты раскрывать не буду.

Как они будут отличаться по цене?
— Мы не считаем Volkswagen нашим конкурентом, это наш брат. Конкуренты для нас – Hyundai и KIA. Наша задача — бить конкурентов рыночными способами. И отчасти мы уже это сделали, в России сейчас есть только 2 динамично растущих марки: Volkswagen и Skoda. Хотя Hyundai, к примеру, в Россию пришел раньше нас. Мы следим за модельным рядом, позиционированием и ценовой политикой этих конкурентов. Сейчас они наращивают объемы продаж. Мы же не гонимся за сиюминутным результатом. Мы настроены на установление долгосрочных отношений с целевой аудиторией. Для нас самое главное — это качество авто.

То есть, можно утверждать, что Skoda — надежная машина?
— Спросите у дилера в вашем городе, как часто машины приходят в сервис. Покупатель не должен приезжать в сервис даже каждые полгода из-за поломок — в конце концов вы же не захотите владеть таким авто. Сейчас направление сервисного обслуживания в дилерских центрах Skoda является не таким выгодным, как у других марок. Skoda действительно не часто ломаются.

Планируется ли увеличивать дальнейшую локализацию Skoda в России?
— Мы идем к этому, у нас есть планы достичь уровня локализации в 60% для России. Очень многое исходит от требования промсборки в стране. В любом случае, это экономия и для нас, и для потребителя. Экономия — это важно!

Вы планируете поставки в Россию автомобилей Skoda с дизельными моторами? Российский потребитель любит эти двигатели и ждет, да и топливо у нас все же повышает качество…

— У нас это большой проект в европейской штаб-квартире Skoda. В России все равно есть проблемы по качеству топлива. В Skoda и Volkswagen идет проверка этой темы, ведь мы за качество всего: проверяем, проверяем, проверяем. Наши инженеры исследуют влияние топлива на сохранность двигателей, но пока что только в лаборатории. Сейчас мы ждем заключений. Дальше — следующий этап: на каждом автомобиле нужно проехать 100 тысяч километров, при этом зимой, чтобы проверить работу мотора в условиях сурового климата. При этом данное испытание будет вестись круглосуточно, машины почти не будут останавливаться, это 24 часа непрервыного движения. На эти испытания может уйти около 6 месяцев. У нас это запланировано на следующий год.

С какими автомобилями?
— SuperB, Octavia и, конечно, Yeti 4×4.

Цена на машину с дизельным мотором будет выше, чем на бензиновые версии?
— Скорее всего, да. Это нормальная ситуация, если вы посмотрите на тенденцию прайс-листов в Европе. Стоимость автомобиля позже компенсируется низким расходом топлива.

Будет ли поставляться на российский рынок Skoda Citigo?

— Дискуссия об этом еще идет. Нам надо всегда думать об экономической стороне наших решений, перспектив и результатов модели на рынке конкретной страны. Россия идет в ВТО с сентября этого года, вопрос о Citigo обсуждается и в свете новых утилизационных сборов.

В связи с этими самыми сборами изменятся ли цены на Skoda с сентября?
— Нас интересуют точные ставки на утилизацию, но лишь с точки зрения поставок новых моделей. Цены на Skoda, уже продающиеся в России, точно меняться не будут.

Не секрет, что в некоторых регионах SuperB продается тяжело. И проблема продаж этого автомобиля, на мой взгляд, одного из лучших в классе, в том, что бренд Skoda не воспринимается некоторыми покупателями как показатель собственной успешности. Что вы делаете для максимального улучшения имиджа бренда в сегменте «бизнес»?
— Перед нами стоит стратегическая задача повышения имиджа нашего бренда в России. В этом сегменте имидж действительно играет большую роль. Если говорить об основном конкуренте SuperВ –Toyota Camry — то из-за сборки в России им не нужно платить таможенный сбор, как нам при ввозе уже собранного SuperB. Благодаря этому «Камри» сможет иметь преимущества в ценовой политике. Но сборка «Суперба» в Европе дает нам большие преимущества по качеству и надежности автомобиля. Очень большое влияние имеет «сарафанное радио», вот вы выбрали свои Canon и НТС благодаря чьему совету? Мы идем к тому, чтобы SuperB приобретали в том числе и по совету друзей. При этом первые результаты уже есть: динамика продаж SuperB в этом году по сравнению с 2011 выросла почти на 100%.

В своих промокомпаниях Skoda часто обращается к институту семьи. Почему идет такая привязка?

— Мы являемся брендом, несущим очень традиционные ценности. К тому же, мы — третий по старшинству среди автобрендов во всем мире: с 1895 года мы выпускали технику, а в 1905 году мы представили свой первый автомобиль. Раньше нас были только Mercedes-Benz и Peugeot. Наши традиции очень давние.

Кто делает основные продажи Skoda в России: регионы или столица?
— Большую часть, 60% — Москва и Питер, 40% — регионы. Но меньше, чем через 5 лет, эта пропорция изменится — в регионах улучшаетcя качество жизни, а в столице растут только пробки.

С ростом популярности количество дилерских центров в России будет увеличиваться?
— Мы идем в регионы, это наша задача, это наша мечта. Сегодня в России у нас 120 дилеров, и до конца года их станет уже 131. Мы следим за потенциалом марки в конкретных регионах, изучаем показатели у конкурентов, сравниваем.

В каком городе находится ваш лучший российский дилер?
— В Екатеринбурге.

Почему Олимпийским играм- 2014 года в Сочи вы посвятили спецверсию Yeti, а не какую-то новую модель?
— А это хорошая идея! У нас еще есть время подготовиться.

P.S.: Вскоре беседа перетекла в исключительно светское русло и воспоминания о Чехии, любимой для нас, родной для пана Наймана и славной не только автомобилями «Шкода». Как у настоящего чеха, мы поинтересовались, какое же чешское пиво самое лучшее. «Pilsner Urquell. Из темных сортов — без сомнения, Krušovice. Главное, за руль потом не садиться», — дал совет Любомир Найман. Учтем.

"