Posted 27 сентября 2012,, 07:40

Published 27 сентября 2012,, 07:40

Modified 2 марта 2023,, 17:34

Updated 2 марта 2023,, 17:34

Суровая статистика. Готовы ли пермяки отказаться от автомобиля?

27 сентября 2012, 07:40
Анастасия Вяткина
Исследование агентства «СВОИ» расскажет, кто готов ездить на автобусе вместо личной машины, а также готовы ли пермяки совместно с городскими властями развивать транспортную инфраструктуру.

«Не читали, но возражаем» — писал недавно Properm.ru о восприятии пермяками Генплана города. «Не более 10% участников исследования признались, что знакомы с идеями пермского Генплана», — рассказал Properm.ru Александр Нода, директор агентства «СВОИ». Напомним, агентство «СВОИ» в рамках исследования «Экспертиза генплана Перми» оценило отношение населения к главному градостроительному документу города.

Ликвидируем общественное незнание и публикуем выдержки из экспертизы Генплана, касающиеся одного из острых вопросов Перми — транспортной инфраструктуры.

Стоит отметить, что «СВОИ» подошли к экспертизе с двух разных сторон — массовой и экспертной. Для экспертного опроса были выбраны наиболее посвященные в тему эксперты из 8 профессиональных групп, а среди «простых горожан» было опрошено 1010 человек. Как отмечает агентство в своем исследовании, статистическая погрешность не превышает 3,1% при доверительном интервале 90–95%.

Итак, Генплан подразумевает пять вариантов решений в качестве основных способов развития транспортной инфраструктуры Перми.

В центре Перми особо плотный трафик наблюдается в утренние и вечерние часы пик, а в случае непогоды или случившихся транспортных аварий на крупных магистралях — весь рабочий день. При этом в городе есть действительно «узкие места», которые физически не могут пропустить поток транспорта, значительно увеличившийся со времени проектирования этих улиц.

Здесь важно учесть, что владельцами автомобилей являются около половины пермских семей, 7% из них имеют несколько автомобилей в семье. Отношение жителей города к ограничению использования личного автотранспорта в центре города в зависимости от наличия автомобиля различно. Так, если среди автовладельцев за полное или частичное ограничение движения личного автотранспорта выступают 59,9%, то среди тех, кто не имеет автомобиля, эта доля составила 73%.

В территориальном разрезе максимального значения доля респондентов, поддерживающих ограничения, зафиксирована среди жителей Свердловского (42,4%) и Индустриального (41,1%) районов города. Не одобряют идею ввода ограничений большей частью жители Кировского (33,6%) района Перми.

Иными словами — народ к ограничениям готов, но бунты возможны в среде автомобилистов. Важно предложить альтернативу, которая будет воспринята положительно. Ограничения могут быть разными, но самое сложное для многих — отказаться от личного автомобиля. Готовы ли к этому пермяки?

Исследование показывает, что два из трех автовладельцев одобряют полное или частичное ограничение использования личного автотранспорта в центре города. Однако при этом же почти столько же — 63% не готовы отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта в центральной части города. Но есть и позитив: около восьмой части автомобилистов готовы отказаться от своей машины, если общественный транспорт станет более комфортным и его будет больше, а десятая часть респондентов, имеющих автомобиль, готовы пересесть на общественный транспорт, если схема движения общественного транспорта будет более удобной.

Стоит отметить, что стоимость проезда в общественном транспорте автомобилистов не волнует: снижение стоимости проезда в общественном транспорте не будет для автовладельцев значимым стимулом, показало исследование.

Кто же те герои, кто готов отказаться от использования личного автомобиля? Исследование говорит о том, что с большей вероятностью могут пойти на то, чтобы отказаться от использования автомобиля в центре города, женщины, нежели мужчины, представители старших возрастных групп. Но самое печальное, что новые
поколения, а именно молодежь меньше всего желают пересесть из авто в трамвай. Не представляют жизнь без машины жители удаленного Кировского (93,3%) района города. Более лояльны в отношении ограничений жители центрального Ленинского района, у которых и так все рядом.

Уже сейчас некоторые пермяки, живущие и работающие в центре Перми, отказываются от использования автомобиля. «Полдня на пробки тратится и припарковаться негде стало», — объясняют они свой выбор. Мнение пермяков о парковках также учтено в исследовании агентства «СВОИ».

По мнению представителей экспертного сообщества, проблема парковок в городе может быть решена посредством проведения политики «кнута и пряника». Пряник — организация перехватывающих парковок, строительство многоуровневых парковок, снижение стоимости и аренда парковочных мест у жилых домов. Кнут — запрет бесплатных, увеличение стоимости на платных парковках в центре, увеличение штрафов за парковку в неположенном месте.

Мнения горожан в отношении платных парковок в центре Перми разделились. Треть из них считают, что количество парковок менять не нужно. Чуть более четверти респондентов отмечают, что парковок недостаточно и необходима организация дополнительных платных парковок. За сокращение парковок в центре города выступают 18% опрошенных пермяков. Идею полного запрета парковок одобряют 13,3% респондентов. Запрет на парковки в центре города поддерживают преимущественно горожане, не имеющие личного автотранспорта в семье (16,4% против 9,6% среди автовладельцев). Владельцы автомобилей в свою очередь большей частью говорят о нехватке парковок в центре города.

Естественно, что организация транспортной инфраструктуры города требует значительных вложений. «В силу того, что эксперты, знакомые с реальными возможностями бюджета города, говорили о недостатке денег, мы решили выяснить, насколько готовы пермяки выплачивать дополнительный налоговый платеж, средства которого в полном объеме пойдут на решение конкретной проблемы (например, ремонт дороги, строительство нового моста и т.д.)», — говорится в исследовании.

Оказывается, в той или иной мере готовность платить выразили около четверти пермяков (23,8%). В основном это молодые жители города с высшим образованием, с высоким уровнем дохода, имеющие автомобиль. Отказались от внесения налога три из четырех жителей города. И чаще всего это лица с низким уровнем образования и доходов, старше 60 лет, жители Кировского района. Основной причиной отказа является отсутствие денежных средств на подобный налог: у кого-то маленькая пенсия (13,6%), кто-то неплатежеспособен (12,2%), кто-то ссылается на наличие других налогов (9,4%) и обязательных платежей (6,9%). Называлась также причина, связанная с недоверием государству: «неизвестно, куда уйдут эти деньги» (6,8%).

Таким образом, особо рассчитывать на добровольные пожертвования со стороны населения, в том числе на новый Третий мост, не приходится, сделало вывод агентство «СВОИ».

"