Posted 17 октября 2012,, 04:43

Published 17 октября 2012,, 04:43

Modified 2 марта 2023,, 17:28

Updated 2 марта 2023,, 17:28

МВД проверит, как прошла реформа техосмотра

17 октября 2012, 04:43
Операторы ТО уверены, что страховые компании ее провалили.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ФСФР и МВД провести проверку соблюдения страховщиками закона о техосмотре (ТО). Поводом стало обращение в правительство операторов ТО с заявлением о том, что более 90% автовладельцев не проходят этой процедуры, из-за чего растет количество ДТП. Страховщики, напротив, уверены в успехе реформы, которая передала им контроль за ТО, считая, что операторы просто злобствуют: они потеряли рынок, только официально оцениваемый в 5,6 млрд. рублей.

Реформу техосмотра, начавшуюся в январе 2012 года, похоже, опять ждет вмешательство правительства. К Игорю Шувалову обратилось сообщество профобъединений операторов ТО РФ. Представители организации считают, что реформа провалилась.

Из письма сообщества профобъединений операторов ТО РФ к Игорю Шувалову:— Более 90% владельцев транспортных средств приобретают талоны (ныне — диагностические карты) ТО в обход установленного федеральным законодательством порядка, без фактического диагностирования автомобиля. Недобросовестные участники рынка вступают между собой в сговор и открыто продают карты ТО. Считаем необходимым принять меры по пресечению деятельности мошенников. Дело обернется коррупцией, банкротством реальных пунктов ТО и катастрофическим увеличением аварийности на дорогах.

Авторы отмечают, что за первые три месяца на дорогах из-за поломок автомобилей случилось 130 аварий (рост на 35%), в которых 37 человек погибли (рост на 35%) и 196 травмированы (рост на 45%).

Обращение к Шувалову подписали представители 800 операторов ТО, пишет «Коммерсантъ».

Сергей Зайцев, гендиректор союза «Техэксперт», один из авторов письма:— Мы обращались по этому поводу в Генпрокуратуру, ФСФР и Российский союз автостраховщиков (РСА), но вразумительной реакции получить так и не смогли, поэтому было решено обратиться напрямую к вице-премьеру. Закон о ТО работает примерно так же, как если бы действовал мораторий на техосмотр. Если взять для сравнения состояние системы ТО до реформы, когда существовали коррупция и административные барьеры, то сейчас ситуация гораздо хуже. Во всяком случае, тогда людей заставляли держать машины в исправном виде. Сейчас же диагностические карты продают открыто и никто автомобили не проверяет. В ряде регионов уже рассматриваются иски об отказе страховых компаний возмещать ущерб от ДТП при отсутствии техосмотра, но таких случаев пока не так много.

В письме вице-премьеру перечислены сайты, где можно приобрести диагностическую карту за деньги. Некоторые из них открыто сообщают, что оформление ОСАГО без полиса неправомерно, но обещают, что проблем у автовладельцев не возникнет. За 2,5–3 тыс. руб. (примерно столько же неофициально стоил талон техосмотра до реформы) предлагается, «не тратя времени на поездки в ГИБДД», получить диагностическую карту «от аккредитованного оператора РСА» с обещанием зарегистрировать карту в базе ГИБДД на момент доставки.

Страховщики, в свою очередь, с оценкой реформы операторами категорически не согласны. Как заявил президент РСА Павел Бунин, ликвидированы очереди при прохождении техосмотра, что и является главным достижением действия закона о ТО. За десять месяцев в реестр операторов ТО внесено 1235 организаций — сегодня услуги по проведению техосмотра предоставляют уже 3143 оператора ТО, и их количество растет. В союзе говорят, что страховщики закон о ТО соблюдают, и считают нужным наделить РСА полномочиями по проведению проверок самих операторов ТО, включенных в реестр автоматически.

Истинной причиной беспокойства операторов, по мнению участников страхового рынка, является потеря доходов. Об убытках говорят и сами операторы: по оценкам Зайцева, около 2 тыс. операторов пришли на рынок в 2011 году с развитыми производственными мощностями. При этом в среднем один оператор рассчитывает делать 9–10 тыс. осмотров в год средней стоимостью по РФ 400 руб. Таким образом, доход должен составить 4 млн. руб., или около 8 млрд. руб. для всех игроков рынка. В реальности линии загружены на 30%, поскольку диагностические карты продаются, а ущерб операторов составляет около 5,6 млрд. руб.

В ответ на обращение Игорь Шувалов поручил главам ФСФР Дмитрию Панкину и МВД Владимиру Колокольцеву организовать проверку соблюдения страховыми компаниями закона о ТО, доложить о результатах в правительство и по необходимости подготовить изменения в законодательство.

"