Posted 12 декабря 2012,, 07:00

Published 12 декабря 2012,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 17:11

Updated 2 марта 2023,, 17:11

Владимир Васенин, ГИБДД: «Палочную систему» в Перми искореняем напрочь

12 декабря 2012, 07:00
Анастасия Вяткина
Начальник отдела пропаганды рассказал, почему погибших в ДТП стало больше, самих аварий - меньше, и куда стоит звонить, если вы столкнулись с неадекватными водителями и нечистыми на руку сотрудниками ДПС.

Представителям пермских СМИ, пришедших на встречу с ГИБДД, была обещана беседа с начальником управления ГИБДД по Пермскому краю Олегом Чуркиным. Однако в тот день главный гаишник региона предпочел журналистам личное присутствие на проверке обстоятельств аварии на трассе Чернушка-Куеда, в которой погибли две женщины и чудом выжил 7-летний ребенок.

Вместо Олега Чуркина о самых насущных проблемах на пермских дорогах и безопасности дорожного движения мы побеседовали с Владимиром Васениным, майором полиции, начальником отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Пермскому краю. И ответы, надо заметить, получили полные и исчерпывающие.

О печальной статистике.

— За 11 месяцев 2012 года в дорожных авариях мы потеряли 542 человека — огромная, страшная цифра, куда входят и погибшие на месте происшествия, и скончавшиеся в течение 30 суток после аварии. В числе погибших — 20 детей, к большому сожалению. Всего на территории Пермского края произошло 3419 ДТП. Мы видим, что количество ДТП по сравнению с 2011 годом снизилось на 0,3%, однако рост числа погибших составил 4%.

Анализ аварийности делается нами ежедневно. Что мы видим из аналитической сводки? Бесснежная зима в начале года привела к росту скорости движения — отсюда проблемы из-за несоблюдения ПДД по скоростному режиму. При этом мы отмечаем, что сейчас в автомобиле, попавшем в аварию, находятся не 1–2 человека, как раньше, а 3–4 человека. Отсюда рост жертв ДТП при снизившемся числе происшествий.

Об авариях с участием сотрудников полиции.

— В ДТП может попасть любой человек: полицейский, инженер, бухгалтер… Мы не скрываем информацию о происшествиях с сотрудниками полиции. Но нужно понимать, что ДТП с полицейскими происходит не больше, чем с представителями других профессий, просто реакция общества на них более бурная, больше комментариев. Сейчас в ежедневной сводке аварий мы указываем род занятий человека, который стал невольным виновником происшествия.

О радаре в кустах и «палочной системе».

— В настоящий момент мне бы очень хотелось пообщаться с тем начальником подразделения ГИБДД, в котором используется «палочная система», который ставит какие-то планы. Четкая позиция руководства: такого не должно быть. Сейчас инспектора ДПС, после того как он пришел с дежурства, никто не спросит, сколько штрафов выписано. Он сдает административный материал, два, три, двадцать — ровно столько, сколько было выявлено нарушений на вверенной ему территории.

Каждый наряд ДПС встает туда, где есть проблемное место, где погибают люди. Задача ДПС закреплена приказом МВД: «сохранение жизни и здоровья участников движения путем контроля за соблюдением ПДД». Чтобы назначить место несения службы наряду ДПС, производится анализ очагов аварийности на конкретной трассе за год-полтора-два. Туда наряд ДПС и выставляется, и даже в те часы, когда аварийность может усилиться.

Я не исключаю, что некоторые наши сотрудники могут находиться в том месте, где можно выявить нарушение и составить протокол, пользуясь нечеткой разметкой, возможностью скоростного обгона или двусмысленностью дорожных знаков. Или получить сумму, эквивалентную сумме штрафа. Но! Любой, кто столкнулся с такой ситуацией, может сообщить об этом. На нашем сайте можно написать обращение, оно будет зарегистрировано и контроль за реакцией на него будет осуществляться. Есть телефон доверия, он указан на каждом патрульном автомобиле. Каждое обращение фиксируется по любым ситуациям, по каждому сообщению проводится проверка. Видите знак, стоящий, по вашему мнению, неправильно, сообщайте. Нам нужно видеть проблему и со стороны.

Если вы заметили, что сотрудники ГИБДД находятся не в том месте, то сообщайте, помогайте нам. Потому что все, наверное, видят, что полиция стремится соответствовать и выполнять поставленные обществом задачи. Без вашей помощи мы сделаем гораздо меньше.

Про увольнения сотрудников ГИБДД «по негативу».

— Каждый случай, где заведено дело в отношении нашего сотрудника, проходит массу проверок внешних и внутренних. Каждую ситуацию мы разбираем. Если вина доказана, с таким сотрудником мы без сожаления прощаемся. Если сотрудник ГИБДД стал не только участником аварии, а еще и ее виновником, в придачу еще и в пьяном состоянии, его же коллеги наденут на него наручники и тут же позвонят в службу собственной безопасности. Если же сотрудник полиции в ДТП не виноват, он будет работать дальше.

О решении проблем через знакомых в ГИБДД.

— Сейчас даже самый простой инспектор ДПС получает достойную заработную плату и не хотел бы ее потерять. И его не должны беспокоить проблемы, которые касаются непринятия меры по административному воздействию, в том числе получение денежных средств за то, чтобы отпустить водителя. Для менталитета русского человека действительно приемлемо пользоваться знакомствами для решения своих проблем, особенно это развито в сельской местности. И может возникнуть такая ситуация, где у нарушителя есть знакомства от инспектора ДПС до начальника районной ГИБДД. Хотелось бы мне услышать фамилию этого начальника, который дает команду отпустить злостного нарушителя.

В ГИБДД есть подразделения, задача которых - внутренняя безопасность. Ими реализуются комплексные мероприятия, довольно много. Основное оружие их в том, что ни один инспектор ДПС не знает, где появится сотрудник одного из отделов. Элемент страха в этом есть. Если где-то начальник районной ГИБДД дает команду отпустить нарушителя, потому что дважды в неделю они вместе проводят время за алкоголем или другим досугом, повторюсь, хотелось бы услышать фамилию такого начальника или описание такого случая с указанием отделения ГИБДД.

Штрафы для нетрезвых водителей и ноу-хау пермской Госавтоинспекции в борьбе с пьяными за рулем.

— Проблема ДТП с пьяными водителями сложная. Общество ее понимает, активно обсуждая происшествия, где погибает много людей. За 11 месяцев 2012 года в Пермском крае произошло 1054 аварий с нетрезвыми водителями. Это число включает все аварии: и с пострадавшими, и с жертвами, и с просто механическими повреждениями. В день выявляется 20–30 пьяных водителей, даже это — много.

Если человек не понимает проблемы, он может сесть за руль пьяным, без водительского удостоверения или будучи лишенным права на управление автомобилем. К чему это может привести, он не понимает. Огромные штрафы за пьянство за рулем приведут к тому, что семья потенциально опасного водителя не даст сесть ему за руль. Понимание семьи — это хороший сдерживающий фактор.

В Перми мы проводим регулярную операцию «Паутина»: перекрываем участки дороги, направляя водителей по выделенному коридору, и проверяем каждого. Добросовестным водителям здесь нечего бояться, а если водитель пьян — его с дороги уберут. Сейчас краевой полк ДПС уже 2 месяца проводит точечные рейды, где на основании нашего анализа выявляются пьяные водители, где чересчур много случаев. Особенно в сельской местности и малых городах, где сотрудников ГИБДД не ждут совсем.

Для примера, в Кирове действует общественная организация, добровольцы, работающая с ГИБДД в тандеме по профилактике нетрезвого вождения. Эти люди стоят в тех местах, где можно зафиксировать пьяного водителя, при обнаружении такого информацию о нем передают сотрудникам ГИБДД тут же. В Перми таких волонтеров нет, и на наш телефон доверия с такими сигналами пермяки не обращаются. Хотя могли бы: обращение фиксируется и передается оперативным службам без потери времени. Туда же можно сообщать о неадекватных водителях в городе и на трассах, чье поведение вас смущает.

Что делать, если на дороге появился неадекватный водитель.

— Ваша главная задача как участника дорожного движения — к такому автомобилю не приближаться. По возможности прижаться к обочине, если вы видите, что ситуация опасна. И набрать 002, сообщить. Информация будет передана ближайшему патрулю.

Чем 002 отличается от 02 (или 020).

— Если с мобильного телефона вы наберете 020 — попадете в полицию. Если с любого телефона наберете 002 — попадете в дежурную часть ГИБДД.

Взаимодействие с дежурной частью полиции 02 или 020 у нас тоже есть. Наша дежурная часть взаимодействует и с дежурной частью полиции, и с полком ГИБДД. Связь оперативная и моментальная. Если гражданин сообщил о сигнале опасности, информация должна быть передана в нужное ведомство. Если вас проигнорировали, пишите обращение, будет проведена проверка. Для максимально быстрой реакции сообщайте сразу нам.

Что дало сокращение стационарных постов ГИБДД.

— Закрыли Лобановский пост, закрыли в Ванюках — все заметили это, все ощутили. В районе стационарного поста люди никогда не бились и не погибали. Стационарный пост, на котором должны нести службу четыре инспектора ДПС, в сутки забирал восьмерых — в две смены. Закрывая один стационарный пост, мы получаем 4 экипажа ДПС, которые несут службу ровно в том же объеме. После закрытия поста в Лобаново эти наряды растянулись по нашему участку трассы Пермь — Екатеринбург, стали больше контролировать дорожную обстановку.

Когда открылось движение по первой и единственной на Урале автостраде — обходу Лобаново, ни одного ДТП на данном участке зафиксировано не было. За дорожным порядком на автостраде следят экипажи, которые раньше дежурили на стационарном посту ГИБДД в Лобаново. Фиксация нарушений производится с помощью передвижного комплекса автоматической фиксации. Если вы проехали по автостраде и не увидели там экипаж, это не значит, что его там нет. Он может находиться в наркодиспансере с пойманным пьяным водителем или же выехать на вызов на происшествие где-то рядом. Не надо думать, стоит наряд ДПС или нет, нужно просто соблюдать скоростной режим.

После закрытия поста в Ванюках сотрудники остались на шоссе Космонавтов. На этом участке существует комплексная проблема с пешеходами. Наши сотрудники там получают задание по Ванюкам и пешеходам, но заезжают и в прилегающие деревушки, контролируя ситуацию и там.

Зачем сняли камеры.

— Многие видели гражданских людей с треногами. Это работает комплекс автоматической фото- видеофиксации. Он настроен на фиксацию несоблюдения сигналов светофоров и стоп-линии, а также несоблюдение скоростного режима. Отмечу, что так аварийность сбивается в ноль. Южная дамба до установки камер — 3–5 погибших в год, сейчас там ДТП вообще нет. Комплекс гибкий, месторасположение можно менять. Протокол распечатывается в автоматическом режиме, оперативный дежурный расписывается, тут же документ запаковывается в конверт и отправляется нарушителю. В автоматическом комплексе человек вообще не участвует, он хранитель техники. После дежурства он сдает флеш-карту должностному лицу, дальше по схеме. Вмешаться в содержимое никто и никак не может. Возможности редактировать данные с комплекса фиксации не существует.

Сейчас идут наладки большого комплекса фото- видеофиксации. В крае действует почти сотня таких комплексов, стационарных и передвижных. Не нужно путать их с камерами системы дорожного мониторинга. Не нужно снижать скорость перед каждой камерой, нужно выбирать скорость согласно дорожным условиям и ПДД, потому что ваша задача не спрятаться от ГИБДД и потом проехать побыстрее, а доехать из пункта А в пункт Б живым и здоровым.

Жизнь и здоровье детей.

— В этом году мы стали встречать у школ и садиков водителей и смотреть, как они везут детей. Если без детского устройства, такой родитель получает протокол и штраф. Можем приехать к этой школе еще раз и еще раз, а можем приехать к другой. Наша задача — объяснить родителям, что стоимость детского кресла несоизмерима с ценностью здоровья и жизни ребенка.

Общаемся с будущими родителями в женских консультациях в рамках всероссийской акции «Автокресло — детям». Видим, что у многих будущих родителей есть понимание.

Дайте пешеходам света.

— Мы не ставим светофоры и переходы. Мы пишем в дорожные органы предписания, по которым руководители привлекаются в ответственности. В крае, когда происходит ДТП, мы смотрим при анализе на недоработке конкретного участка, что там было — отсутствие света, неубранный снег.

Формируются предписания, если проблемы не устраняются — протоколы и штрафы для юридических лиц, обслуживающих дороги. В некоторых случаях это приводит к судам. Другое дело, что в бюджетах районов попросту нет денег на комплексное устранение этих проблем. Средства планируются на следующие периоды, потом подряды, работы. То есть проблема устраняется, но долго. Там, где удалось силами всех служб комплексно устранить проблему — ДТП сведены к минимуму.

Тонированные машины не исчезли с улиц Перми.

— Тонированных машин с лета 2012 года после введения закона, запрещающего тонировку передней полусферы автомобиля, в Перми стало меньше. Но их еще можно заметить. Мы делаем рейды, направленные на работу с водителями, которые не понимают необходимость исполнения действующего законодательства по тонировке. Будем продолжать, с привлечением телекамер. Чтобы на территории Пермского края не осталось тонированных машин.

С некоторыми категориями водителей методом убеждения действовать бесполезно, мы это понимаем. Меры наказания прописаны. Здесь мы будет работать до конца, пока тонированных автомобилей не останется даже среди «трудновоспитуемых» граждан.

Фото: Александр Хомутов

"