Posted 18 января 2013,, 10:00

Published 18 января 2013,, 10:00

Modified 2 марта 2023,, 17:00

Updated 2 марта 2023,, 17:00

Сергей Корнилков: Будет воля пермских властей — будет спортивный результат

18 января 2013, 10:00
Анастасия Вяткина
Беседуем с президентом Ассоциации автомобильного спорта Прикамья об успехах нашего автоспорта, проблемах картодрома и отношении к неофициальным ледовым гонкам.

— Прошедший 2012 год можно считать успешным для развития автоспорта в Пермском крае?

— Бесспорно. В прошлом году мы получили хороший состав по спортсменам. Они показывали высокий результат и выигрывали и в кроссе, и в картинге. Кубок России по ралли, привезенный Григорием Трегубовым, — большая победа, важное событие.

— Предположу, что календарь на 2013 год будет интересным.

— Да, уже проведены первые внедорожные соревнования.Проводим ралли «Ермак» в статусе этапа Кубка России и этапа Чемпионата УрФО и ПФО. Календарь уже утвержден и будет опубликован на сайте Ассоциации в ближайшее время.

— Если сравнивать уровень развития автоспорта в Прикамье с другими регионами, мы в конце или в начале?

— Пермский край находится далеко не в аутсайдерах среди регионов России. Лидер здесь, безусловно, Свердловская область — много соревнований в разных дисциплинах проводится, много звезд оттуда выходит. Хорошее развитие и поддержку автоспорт получает в Татарстане, в Москве. На уровне Российской автомобильной федерации (РАФ), в которой функционируют 55 региональных отделений, мы входим в первую десятку по развитию.

— И это при огромной проблеме с площадками? Наши раллисты, чтобы тренироваться, нанимают трактор и расчищают Мулянку. Летних треков вообще нет. Профессионалам негде тренироваться, начинающим негде заниматься…

— Эта проблема существует во многих регионах. Хорошо автоспортсменам в Татарстане — все делается за бюджетные деньги республики. Сооружений для тренировок у нас не хватает в очень многих видах спорта, не только автомобильного. При этом автоспорт сам по себе дорогой — машины дорогие, подготовка трассы соревнований стоит недешево. Но если мы все время будем говорить, что это все дорого, можно же бросить все и вообще не развиваться.

— Зимой с площадками легче, водоемы же замерзают?

— Да, на замерзших водоемах можно делать трассы и для профессиональных тренировок, и для разных соревнований. Но нужно понимать, что замерзший водоем — это небезопасно. Для примера, в прошлом году на Ишимском пруду в Екатеринбурге было проведено ралли «Асбест». Его организаторы потом столько предписаний получили, что еще раз проводить соревнования на этой площадке не осталось желания. Вода, автомобиль — это опасно, любой орган власти будет задавать вопросы. У нас, в Перми, около пяти лет назад существовала трасса «R18» — ребята взяли участок земли возле Култаево и построили отличную зимнюю трассу. Проект был частный, сил и средств было потрачено очень много. Потом были планы даже шоссейно-кольцевую трассу там сделать, но это еще больше затрат…

— А картодром в Камской долине? Площадка и для соревнований, и для тренировок, однако попасть туда практически нереально. Почему? Берегут асфальт?

— Картодром это «клубок проблем». Сооружение передано школе «Нортон Юниор». Какой-то тренировочный картинговый процесс там идет. Конечно, картинг — это его основная цель, и одним картингом его можно по полной загрузить. Будь он открыт для остальных, он стал бы центром для автоспорта в Перми.

— Почти таким, каким являются в ПФО Нижегородское и Казанское кольца. Здесь, в Пермском крае, мы вряд ли можем рассчитывать на такое сооружение. Дело в инвестициях, которые возвращать 80–100 лет?

— Пермскому краю на ринг можно даже не надеяться. Инвестиции в это не вернутся никогда, на частные средства можно даже не рассчитывать. И дело не в том, что у нас нет людей, которые интересуются автоспортом. Инвесторы могут найтись, но они должны понимать, как они эти деньги «отобьют».

Во всем мире автоспорт развивается за счет продажи телевизионных трансляций. Франшиза «Формулы 1» — гениальный менеджерский проект. Сейчас формульная трасса построена в Сочи, а с ней — строится и инфраструктура, которая постоянно работает. В Пермском крае есть похожий опыт: были вложены средства в спортивный комплекс и инфрастуктуру в Чайковском. Теперь там идут соревнования федерального уровня. И интерес туризма возрос, требования к сервису сразу повысились.

Как только появляется тренировочная база и площадка для соревнований — появляется спортивный результат. У нас такой точкой был картодром, сейчас он заброшен. Чтобы его возродить, нужна воля руководства Пермского края, ведь сооружение это в краевой собственности. Будет их воля — будет наш спортивный результат.

— В Пермском крае возрождается ралли «Ермак». Как можно будет его наследство эксплуатировать?

— Трассу для парной гонки можно будет потом использовать как тренировочную. Спецучастки, к сожалению, нельзя будет использовать — это дороги общего пользования, которые для соревнования перекрываются. Если кто-то рискнет использовать дорогу, по которой проходил спецучасток, для тестов и тренировок на боевой скорости — это будет происходить под его собственную ответственность. Нужно признать, что нашим раллистам тренировочных трасс не хватает. Почему вся Прибалтика занимается ралли и показывает результаты? Потому что у них все гражданские дороги можно использовать как тестовые участки.

— А у нас, получается, с площадками нет проблем только у внедорожного спорта…

— Эта ситуация характерна для многих регионов России. И в мире, по сравнению с Россией, специфических внедорожных соревнований вообще нет. Национальные федерации развивают что-то свое: культивируются раллийные, формульные, кольцевые дисциплины, кое-где есть ледовые гонки. А, к примеру, ипподромных гонок или триала в Европе нет вообще. Если брать Пермский край, то у нас есть уникальные соревнования — тот же «Ухаб» много лет у нас живет. Тем не менее, спортсмены есть у нас в разных дисциплинах. И по уровню их подготовки нельзя сказать, что мы аутсайдеры.

— То есть с соревнованиями у нас все очень неплохо. А что с судейским составом?

— На протяжении прошлого года в Перми прошло 4 судейских семинара под эгидой РАФ. У нас есть представитель официальной коллегии спортивных комиссаров РАФ, который занимается судьями. Наши судьи ездят на семинары в Челябинскую область, где сильная судейская школа. Ребята ездят по гонкам в соседние регионы, набирают судейский опыт. У нас нет тех, кто сделал бы это своей профессией, но за последние три года количество судей выросло. Их профессионализм вырос, сама работа в этом направлении систематизировалась, появился целый список людей с их компетенциями, которых можно звать на соревнования и быть в них уверенными. На 2013 год из Перми подана заявка даже на категорию А, то есть будет уже два судьи с таким уровнем. Чем больше компетентных судей у нас будет, тем лучше будем отрабатывать крупные соревнования. Тем больше шансов получим на последующее проведение крупных соревнований.

— Можно ли сказать, что любительский автоспорт в Перми тоже развивается?

— У нас проводился несколько лет Чемпионат Пермского края по автомногоборью. В других регионах таких соревнований нет, либо проводились аналоги одноэтапные. Наш состоял из пяти этапов, однако в 2012 году прошло лишь три из положенных пяти.

— Таким образом, можно предположить, что единственное любительское соревнование под эгидой РАФ, где у спортсменов есть шанс на получение разряда «кандидата в мастера спорта», не будет проведено в 2013 году?

— Действительно, Чемпионат Пермского края по автомногоборью в календаре соревнований 2013 года отсутствует. Мы не являемся прямыми организаторами самого мероприятия, этим занимаются автоклубы и спортивные сообщества. Чемпионат всегда проводил Пермский краевой клуб Субару. На этот год они не подавали заявку на проведение Чемпионата.

— Им стало это неинтересно?

— Думаю, ряд причин. Нет площадок. Особенно для летних этапов.

— Больше никто не выражал желание поискать площадки и все же организовать Чемпионат в 2013 году?

— Нет. Все-таки там нужно иметь определенный уровень компетенции. Одни не захотели, а больше некому.

— И, тем не менее, на Мулянке открылся сезон ледовых гонок. Как относится Ассоциация к таким любительским соревнованиям?

— По тому, сколько участников туда заявилось, видно, как они все соскучились по зимним гонкам. Хорошо, когда у людей глаза горят. Неофициальные ледовые гонки — хорошие. И хорошо, что они не уходят в нелегальные гонки по ночам по городу. Но автомобиль — средство повышенной опасности, и нужно помнить о соблюдении правил безопасности. Ребята там, конечно, не одну гонку провели, но ведь боевые скорости и использование супершипа — это тоже серьезно. Там машины должны ехать те, у которых каркас безопасности есть. А сколько таких там было?

Эти соревнования должны быть. Только нужно понимать, есть люди, которые на лыжах по лесу ходят один раз в зиму, есть те, кто умеет классно на горных лыжах кататься, а есть Континентальный кубок по лыжному спорту, к примеру. Экипировка у всех похожа, а уровень — и организации, и подготовки участников — разный.

Фото: Александр Хомутов

"