Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Спецрепотаж Properm.ru: тренируем вестибулярный аппарат с Porsche на пермском картодроме

30 июля 2013, 10:00

Спецрепотаж Properm.ru: тренируем вестибулярный аппарат с Porsche на пермском картодроме
Фото: Properm.ru
Каждая наша встреча с автомобилями Porsche прокачивает водительское мастерство на полгода вперед.

В 2011 и 2012 году с командой Porsche мы встречались на взлетной полосе Бахаревки. Проверяли машины и на скорость, и на маневренность. Теперь же — трек более серьезный. Профессиональная картинговая трасса, подходящая и для заездов полноразмерных автомобилей. Асфальт здесь не имеет выбоин, конфигурация хоть и одна возможная, но назвать ее простой и легкой нельзя. В общем, далеко не Moscow Raceway, где мы гоняли на Porsche прошлой осенью, но точно лучшее место для встречи с Porsche на пермской земле.

Инструктаж проводит председатель официального Порше Клуб России, инструктор Porsche Driving School и один из самых титулованных автоспортсменов России. Конечно же, Олег Кесельман.

По мнению Олега Кесельмана, Porsche — машина для автомобильных перфекционистов. Все больше людей выбирает Porsche не из-за премиальности бренда, а из-за инженерной сути.

Мощная школа автмобильной инженерии, легендарные модели, гоночные успехи — что еще мы знаем о Porsche? Пожалуй, все. Дальше наши знания разбиваются всего о два слова: «дорого" и "не практично». Вот именно о последнем заблуждении нам долго рассказывал наш инструктор. И личным примером убеждал в обратном: сам ездит на 911-м и летом, и зимой. Главное — в другом. Как раз в тех самых инженерных изысках, которые делают автомобили Porsche уникальными, безопасными: скорострельная коробка передач PDK, адаптивные амортизаторы, чуткое рулевое. На этот раз мы не увидели схем, как проходить повороты, не услышали советов. Зато задумались о другом: о душе Porsche…

Тонкие материи — дело увлекательное, но ехать-то надо! Оперативно вспоминаем все, чему учили в прошлые разы. И про пятно контакта колес с дорогой, и про характер баланса передне-, средне-, заднемоторной компоновки машин. Про разгон-торможение-руление-разгон тоже вспомнилось. Самое главное — вот:

— «разгоняться-поворачивать» или «тормозить-поворачивать» нельзя. Оттормаживаемся, поворачиваем руль, и только после этого начинаем разгон. Прямики нужно проходить быстро, повороты — технично.

— ощущая недостаточную поворачиваемость, не нужно крутить руль на еще больший угол. Так из ошибки может выйти еще большая ошибка. Как тут не вспомнить слова Рёрля: недостаточная поворачиваемость — это когда ты видишь, во что врезался, а избыточная — когда ты только слышишь.

— правильная, быстрая и чистая траектория — вот что нам нужно. Дрифт — зло от лукавого и только гасит скорость. И вообще: 2 000 инженеров Porsche работали над тем, чтобы их автомобили шли строго по траектории.

Вспомнили! Welcome на трек.

Порыкиванием прогретого оппозитника встречает Cayman. Хлесткий, брутальный автомобиль. Здесь сердце водителя и сердце машины находятся на расстоянии всего лишь 30 сантиметров друг от друга. Живой, горячий механизм трогается с легкого нажатия на газ.

«Урр-рр-ррр», — боромочет за моей спиной, рад, что не застоялся. Ознакомительный круг. Со старта сразу на разгон, левый, оттомозиться перед S-кой, разгон, тормоз в пол и в шпильку… Пульс начинает ускоряться. А ведь все пока что аккуратно, бережно.

«Настя, ты на Porsche ездишь уже столько же, сколько я. Давай скорости уже!» — слышу в рацию голос Кесельмана. Вот это суровый нагоняй!

Не зря здесь мерцала заранее нажатая «кнопка чудес». Красная пульсирующая S делает машину бойцовым, разъяренным, злым хищником. На только лишь касание акселератора он огрызается ревом шести цилиндров, ревет и визжит резиной, вгрызаясь в каждый миллиметр полотна, хватаясь за него мертвой хваткой крокодильих челюстей. Вот таким я его помню с Moscow Raceway. Правда, там и скорости были запредельные для нашего картодрома.

Кузов Cayman в два раза жестче, чем родственного «Бокстера». Рулятся оба божественно. Но Cayman — не в пример злее. Во всем.

Если в первом поколении Cayman был плоть от плоти «Бокстера», то теперь у купе в задней части больше от 911-го — это касается архитектуры подвесок и пола. Передняя подвеска у Boxster/Cayman/911 унифицированная, задняя своя только у родстера.

К чему про Boxster? Потому что он следующий. Автомобиль для фана и драйва. Верх можно убрать, пустив в свою жизнь еще немного ветра, легкости, восторга. Летом, за городом, где-нибудь в Геленджике. Но все же — здравствуй, мой хороший.

Он живой. Легонький и податливый. Ощущение, что не только мотор бьется рядом с твоим сердцем, а все нервные окончание его, дышащего и думающего, вживляются в твой спинной мозг. И вы становитесь единым целым. Ну да, обвиняйте в шизофрении, наблюдая за поглаживанием теплого металла крыльев, нежного шепота. И я не в одиночестве, у нас тут секта. Коллега так же нежно наглаживает капот.

«Третье поколение Boxster — эстетика, техногенная гармония, пропорции и утонченность. Здесь выштамповка подоконной линии переходит в воздухозаборник! А кромка спойлера перетекает в задние фонари. А?! Интерьер с парящей консолью? Блеск. Я могу вообще никуда не ехать и ходить вокруг него, смотреть на него часами. Браво, Porsche! А если не ехать, зачем тогда вообще жить?» — горячий шепот, лихорадочный блеск в глазах. Врачам звонить не надо, просто дайте проехаться.

Boxster — одна из величайших вех в автомобилестроении. В свое время первое поколение машины (разработка которого стоила чуть ли не больше, чем вся компании Porsche) вытащило производителя из серьезной финансовой ямы, второе успех закрепило, а третье вообще претендует на место в галерее современного искусства. Немцы наконец-то задумались о дизайне!

Мотор здесь как на стоковой «Каррере». Объем — все те же 3.4 литра, но мощность пониже — 315 против 350 сил. Только кого это волнует, когда есть одно из лучших в мире шасси и тончайшая его настройка? С «Бокстером» до того легко найти общий язык, что все другие машины (и лучше, и даже дороже) разом забываются. Он и продолжение тебя, и как бы твоя часть.

Вот он — полный газ на прямых колесах, умеренно-средний на выходе. Вот они — поздние торможения и ранние разгоны. Повороты с легкими отклонениями руля. Все происходит как бы само по себе. Невесомо, изящно и прытко. Сглупишь — он стерпит. Нагрубишь — отмахнется. Ошибся? Он поправит. А лучше чуть прикататься к нему — иного вряд ли захочется.

Однако сегодня у нас на очереди 911 Carrera. Полноприводный 4S. «Слабовата вестибулярка стала для такого», — поделился после заезда один из гостей тест-драйва, не старый в общем-то отец двоих детей.

Ну вот. А говорят, что 911-й — для людей, познавших жизнь… На деле, 911-й представляет собой тот самый перфекционизм, о котором Олег Кесельман рассказывал нам вместо инструктажа. Машина великой истории, спорной для многих конструкции и выдающихся талантов. Шесть цилиндров, 400 сил, распределяющихся между колесами передовой системой полного привода, скорострельная коробка PDK.

Carrera 4S имеет постоянный, но варьируемый полный привод. Основной крутящий момент идет на заднюю ось, на передние колеса тяга и мощность отбираются электромагнитной многодисковой муфтой. В зависимости от условий движения, соотношение крутящего момента может варьироваться, доходя при необходимости до 50:50. Время полной блокировки муфты — 0,1 сек.

Конструкция полного привода утяжелила «Карреру» почти на 50 килограммов. Чуть поменялась развесовка — 40,2:59,8, передок теперь загружен чуть больше. Что при заднемоторной компоновке имеет значение. И даже кажется, что сбалансирована Carrera 4 чуть лучше, чем моноприводная версия. По крайней мере, не чувствуется тяжелый маятник, висящий на заднем свесе.

Из перемен от прибавки двух ведущих — большее время разгона до первой сотни — правда, всего на 0,1 сек. Стандартное купе Carrera 4 теперь делает этот бросок за 4,9 сек. Максималка упала на 4 км/ч.

Но нам ли быть в печали?

Два круга с легендой. Вертикально стоящий руль, металлическое бурчание оппозита где-то за спиной… Проверка — PDK и подвеска в спортивном режиме, спинка кресла вертикально, руки — «10 и 2», готовность на старт. Глубоко вдохнуть запах первосортной кожи и погнали!

Схема знакома: со старта сразу на разгон, левый, оттомозиться перед S-кой, разгон, тормоз в пол и в шпильку. Скоростной прямик, короткий, за ним сразу правый, он с доворотом правый!

Вписаться в ворота из конусов, смотреть в точку поворота, газ-газ-газ и снова тормоз в пол, до визга резины и колодок, правый (эх, вписаться бы и здесь), распустить, оттормозиться, крутой левый, еще левый и прямик на полном газу — в ворота. Ой, померяйте мне давление или хотя бы пульс проверьте! Цилиндры молотят за спиной, передачи ударно сменяют друг друга. Передышка в три секунды, проезд по стартовой зоне и еще раз так же, только еще быстрее, очертя голову, под хриплый кашель перегазовок.

Carrera 4S — фантастически послушная, цепкая и сбалансированная машина. На сухом прогретом треке его все ведущие не так ощутимы, как могли бы быть где-нибудь на льду замерзшего озера. Но и тут «гребущая» передняя ось помогает, позволяя чуть активнее, более дерзко и смело работать с правой педалью. Задний привод на повернутых колесах в ответ на открытие дросселя огрызается немедленным заносом, а 4×4 вывозит ровно и быстро. Прекрасна решительно вся!

Напоследок все прелести Porsche нам дали испытать в качестве пассажиров. На стартовой зоне ждет 911 Carrera S с мастером за рулем.

позитивная подпись И вот здесь Олег Оскарович знает, как вызвать феерический восторг мужского населения и обаять присутствующих женщин.

За лицами пассажиров в таких заездах с особым цинизмом любят наблюдать фотографы с дальнобойными объективами. Вот здесь были и дрифт, и конусы врассыпную.

Ехать с Кесельманом — бесценно. Видишь все свои ошибки, несовершенства траектории, работы рулем-газом-тормозом, про себя обещаешь сжевать свои права категории В по возвращении. Даже несмотря на то, что замечаний и поправок получил меньше остальных. Там, где нам приходилось на полную включать голову, рефлексы и весь свой организм, мастер гонит во весь опор, дьявольски быстро для такого трека, одной левой (или правой, например) заправляя Carrera в виражи. Такому стоит поучиться!

Смотреть со стороны — восхищение. Как Carrera приседает кормой на разгоне, как послушно-молниеносно меняет направление движения вслед за малейшим отклонением баранки, как хватко тормозит, только дай ей небольшой импульс по левой педали. Нейронная бомба, а не машина! Чувствует мозговые импульсы пилота едва ли не раньше, чем их ретранслирует тело.

Закончим наш рассказ цитатой еще одной гостьи мероприятия. Не всегда длинноногие красотки в шелковых платьях смекают в автомобилях, порой даже PDK от карданного вала не отличают, но и речь зашла вовсе не о самих машинах. Говорили про мужчин на Porsche:

Первое о чем ты думаешь, когда видишь мужчину, который едет в спортивном двухместном автомобиле, пижон. Такие олицетворяют гротескный облик подобный же обратному: низкорослый пузан на большом черном джипе. Совсем иначе обстоит дело при виде мужчине за рулем автомобиля с гербом Штудгарта и гарцующим жеребцом. Мужчина за рулем такой машины сам напоминает породистого коня. Такой может быть и мечтателем, романтиком или бруталом, который пересядет за поворотом с него на мотоцикл и поедет в кругосветку, но никак не дураком. Такой автомобиль добавляет сидящему за рулем +100500 к обаянию и интеллекту. Они партнеры, это вызывает восторг и уважение.

Больше фотографий спортивных автомобилей Porsche на треке можно найти в Фотогалерее ниже:

И еще пару слов о «непрактичности». В ближайшее время нам представится возможность лично убедиться в этом или же (надеюсь) обратном. Мы примем участие в автомарафоне «911 часов с 911», путешествии на Porsche 911 Carrera по России. Наша часть маршрута будет пролегать по автодорогам Татарстана, Башкирии, Челябинской и Свердловской областей, с возвратом в Пермь. Как вернемся — расскажем.