Posted 14 августа 2013,, 10:20

Published 14 августа 2013,, 10:20

Modified 2 марта 2023,, 17:57

Updated 2 марта 2023,, 17:57

Экскурсия Properm.ru: в гостях у легендарной команды «КАМАЗ-мастер»

14 августа 2013, 10:20
Анастасия Вяткина
В рамках автопробега «911 часов на 911» мы посетили Набережные Челны и базу легенды ралли-рейдов. Сколько стоит содержать команду, как стать пилотом раллийного грузовика и что внутри боевой машины — в нашем спецрепортаже.

В далеком 1989 году у таможенников по пути из Испании в Африку не нашлось для этих машин стандартного определения. «Три автомобиля русского происхождения» — записали в таможенных документах. Тогда еще никто не знал, что через несколько дней эти грузовики будут лететь над барханами. Лететь к одной из первых своих международных побед.

Герои.

История «КАМАЗ-мастер» насчитывает 25 лет. Сейчас команда — трехкратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли, неоднократный призер и одиннадцатикратный победитель трансконтинентального супермарафона «Дакар», отмеченного высшей категорией сложности, трехкратный победитель международного ралли «Шелковый путь», бессменный лидер чемпионатов России по ралли.

Сегодня в составе команды «КАМАЗ-мастер», созданной Семеном Якубовым и полностью сформированной из камазовских спортсменов 5 обладателей Кубка мира, 10 мастеров спорта международного класса, 10 Заслуженных мастеров спорта, 8 мастеров спорта, 8 кандидатов в мастера спорта. Это — самый «звездный» состав команды за всю историю отечественного автомобильного спорта.

В Набережных Челнах они — народные герои, почетным считается даже постоять рядом. «Такой команды в мире больше нет» — говорит о них президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Уникальность команды состоит в том, что она единственная среди элиты международных ралли сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики с маркой «КАМАЗ» и выступает на них в соревнованиях. Для подобной работы она имеет хорошо продуманную и организованную структуру, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединенные в Некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт».

Пламенный мотор.

Четверть века мотором команды был Семен Якубов. Нет сегодня в истории российского автоспорта более легендарного и титулованного спортивного менеджера, чем он. Его соратник Николай Бех, доктор технических наук, профессор, в 1991–1997 гг. бывший гендиректором КАМАЗа уверен, что именно настойчивость Якубова сыграла свою, особенную роль в становлении легенды.

Николай Бех:Без настойчивости Якубова вряд ли бы получилось то, что получилось. Это ведь очень непростое дело — создать команду и 25 лет подряд, из года в год, кропотливо и настойчиво ее развивать. Якубов у нас такой седой не зря! Он у нас как Штирлиц был. Я их всегда на Дакар провожал с надеждой. Польза для КАМАЗа гигантская, тут и проверка конструкций, и реклама более, чем убедительная.

Уйдя на пенсию, свой пост Якубов оставил Владимиру Чагину, самому яркому представителю камазовской школы спортивного мастерства. Якубов был лучшим в мире штурманом гоночного грузовика, Чагин обладает непревзойденной пока никем в мире международных ралли-рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Рядом с Чагиным ощущаешь мощную харизму, энергетику лидера и абсолютную уверенность. Чувствуешь даже — у штурвала суперпилот.

На Дакар 2013 команда выходила с некоторыми сомнениями. Основные конкуренты, TATRA и IVECO мощно прокачали свои автомобили, прибавили в мастерстве и пилоты. Три боевых машины вышли на старт гонки в Аргентине. Три боевых машины доехали до финиша, три КАМАЗа, три призовых места. Четвертый экипаж почти в это же время одержал победу на Africa Race. Из таких побед и складывается легенда. Такими победами она продолжается.

«Без булдырабыз!» — сказал о команде первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Мы это можем!» — в переводе на русский. Волю идти вперед «КАМАЗ-мастер» показал еще в 1993 году, когда пожар уничтожил цех двигателей КАМАЗа. Все программы развития, исследования и образцы забрало пламя. Николай Бех тогда взял кредит под дикие проценты, программа развития превратилась в программу выживания. Но — выжили. «Без булдырабыз!»

На расстоянии метра.

Сейчас «КАМАЗ-мастер» базируется в огромном собственном цеху. «Вот они, наши КАМАЗы» — из коридора наград, сверху, показывает Ильгизар Мардеев, начальник производства Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», серебряный призер Дакара в 2007 году, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса.

Любимый вопрос недалеких пираний диктофона «А что тут от КАМАЗа родного?» здесь не любят. Понятное дело, стоковая машина гонку вряд ли выиграет. Есть компоненты импортного производства, есть разработки КАМАЗа и собственные ноу-хау команды. Интересными решениями из спортивного цеха делятся со стоковым производством.

С трепетной любовью Мардеев рассказывает о машинах техсопровождения. Гонку выигрывает команда, «быстрые технички» обладают огромной значимостью.

Тестовый полигон команды расположен напротив Набережных Челнов, на берегу Камы. Чтобы выехать на полноценные тесты машин, приходится перекрывать дорогу и просить отдыхающих покинуть зону тестовых поездок. У самой воды начинается грунтовая дорога, потом она петляет по лесу и ложится параллелью к пригородному шоссе. Длина — всего несколько километров, но здесь собран весь внедорожный ад, с которым только можно встретиться на ралли-рейдах. Зато в самом цеху «КАМАЗ-мастера» для команды созданы максимально комфортные условия.

Примерное годовое содержание команды обходится в 3 миллиона евро. На выходе — победы в сложнейших мировых соревнованиях, статус национальной легенды и экспериментальная работа на благо КАМАЗа. Для сравнения: за эти же деньги можно купить, к примеру, футболиста Аршавина.

Я бы в гонщики пошел, пусть меня научат.

Кастинга в пилоты тут не бывает, чаще всего ситуация складывается сама собой. Карьерный путь «от механика в чемпионы» здесь прошел и сам Владимир Чагин. Камазовская молодежь своими стремлениями показывает, что хочет сесть в кресла пилота-штурмана, а опытные наставки в боевых условиях тестируют претендентов. «Почти все у нас c ранних лет картингом занимались, привыкли и ездить, и механиками быть, во всем разбираются» — так нам описывает обычный путь в ковши боевого КАМАЗа Ильгизар Мардеев.

Сын Ильгизара Азатовича — Айрат Мардеев — пилот одного из боевых КАМАЗов, семейная смена. Стесняется при виде нас, в робе механика скромно крутит гайку на колесе боевой машины. Начал с детского картинга, уже покорил Дакар и «объехал» отцовский результат. Папа только рад!

«Я считаю, что лучше растить своих пилотов, чем брать легионеров. Это наша гордость: все мы ― русские, едем на российских автомобилях. Наши ребята лучше понимают свой грузовик, бережно относятся к машине, знают все ее слабые места. Если мы начнем приглашать иностранцев, значит, мы перестанем верить в свои силы» — неоднократно озвучивал журналистам Владимир Чагин HR-подход команды.

Жизнь измеряется в Дакарах.

В 2012 году в свет вышла уникальная коллекционная книга об истории «КАМАЗ-мастер», доверительный рассказ о команде. Во вступлении Сергей Якубов своей рукой написал: «Секрет побед и сила этого коллектива, пожалуй, в том, что люди, привыкшие измерять жизнь Дакарами, каждый свой новый год начинают с чистого листа. Именно поэтому они всегда — гроза для соперников, именно потому легенда продолжается».

Увидеть еще больше фото из похода в гости к команде «КАМАЗ-мастер» можно в Фотогалерее ниже:

"