Posted 5 августа 2008,, 03:42

Published 5 августа 2008,, 03:42

Modified 2 марта 2023,, 17:38

Updated 2 марта 2023,, 17:38

«Блатные» номера поставили в общую очередь

5 августа 2008, 03:42
«Красивый» номер машины — мечта любого автолюбителя. Впрочем, мечта вполне осязаемая и относительно легко доступная. Были бы деньги… Но, теперь все — положен конец несправедливости. Премьер страны поставил «блатные» номера в общую очередь.

«Красивый» номер машины — мечта любого автолюбителя. Впрочем, мечта вполне осязаемая и относительно легко доступная. Были бы деньги… Но, теперь все — положен конец несправедливости. Премьер страны поставил «блатные» номера в общую очередь.

«Красивые» номера машин — это не только легкозапоминающееся сочетание цифр и букв, но и престиж его владельца. Приобрести такой номер под силу не каждому. Его стоимость варьируется от 100 до 7 тыс. долларов. Некоторые номера арендуют задолго до того, как они выходят с печатного станка. И оно того стоит: эти номера действительно дают индульгенцию на дорогах, а зачастую просто освобождают их владельцев от ответственности. Машины с подобными номерами редко останавливаются сотрудниками ГИБДД — неизвестно ведь на кого можно нарваться: представителя криминала или чиновника, лишенного мигалки. А разборки с гражданами привилегированной категории по большей части не входят в круг обязанностей сотрудников Госавтоинспекции.

Несправедливость ситуации очевидна. Человека, не способного оплатить «красивый» номер, заранее вычеркивают из списков потенциальных обладателей, даже если номер этот был уготован ему свыше, то есть, покупая автомобиль он должен был получить его при благоприятном стечении обстоятельств, если бы кто-то не заплатил деньги. Покончить с произволом одним росчерком пера решил премьер-министр страны Владимир Путин, подписав постановление, запрещающее сотрудникам ГИБДД выдавать при постановке автомобилей на учет госномера по индивидуальному заказу. В подписанном документе сказано, что регистрация транспортных средств будет осуществляться «без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов». Предполагается, что постановка автомобилей на учет будет осуществляться строго в порядке очередности возрастания цифровых значений госномеров.

В ГИБДД поспешили взять под козырек и обязались, что с вступлением постановления в силу цифры и буквы на госномерах будут зависеть только от очередности в отделениях госавтоинспекции. «Продажа заказных номеров будет прекращена. Теперь люди будут получать при постановке транспорта на учет номера, где цифры пойдут строго по очереди»,— заявил «Коммерсанту» руководитель пресс-службы ГИБДД РФ Владимир Шевченко.

Однако правозащитники скептически смотрят и на постановление, и на обещания его непременной реализации. «Простор для махинаций остается огромным, а механизм контроля над выдачей таких номеров в постановлении не прописан»,— прокомментировал нововведение глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Большинство же экспертов сходится во мнении, что искоренить продажу «блатных» номеров невозможно, однако, можно легализовать их продажу. Эта практика широко распространена в странах Запада и в США. Государству — только польза: деньги от продаж могут поступать в его казну, а не проходить мимо, оседая в карманах гаишников. Руководитель правозащитного движения автомобилистов Вячеслав Лысаков считает, что «такой подход является куда более современным, но у нас, как обычно, все решается только административным путем». Эту же идею еще год назад озвучил сенатор от Карелии Владимир Федоров (до сенаторства возглавлял Госавтоинспекцию).

Мировая же практика продажи «красивых» номеров, в том числе и на аукционах, существует давно и ни у кого не вызывает негатива. Возможно, потому, что все честно и открыто. Есть здесь и свои рекорды. Мировой рекорд стоимости автомобильного номера пока принадлежит дорожной полиции Абу-Даби, где саудовский бизнесмен Талал Хури заплатил за знак всего с одной цифрой «5» более 5 млн евро, превысив предыдущее «достижение» в 10 раз. Ранее рекордсменами по предприимчивости считались полисмены из английского Йоркшира, продавшие номер «М1» почти за 0,5 млн евро.

"