Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Автомобили местной сборки будут дорожать

2 февраля 2009, 13:06

Автомобили местной сборки будут дорожать
«Доля иномарок в российском автопроме в 2008 году достигла 19 процентов», - отчитался на днях глава Минпромторга Виктор Христенко.

«Доля иномарок в российском автопроме в 2008 году достигла 19 процентов», — отчитался на днях глава Минпромторга Виктор Христенко. За 6 лет этот показатель планируют увеличить более, чем в три раза, до 59 процентов. Звучит смело, резко и как-то по-советски. Впрочем, этой доли можно было бы добиться и в этом году, если, к примеру, остановить конвейер АвтоВАЗа. Но на подобные меры власти не пошли, а наоборот повышением пошлин пытаются мотивировать нас покупать отечественные автомобили.

Получается стандартная ситуация: сначала платим мы, потом, может быть, нам произведут хороший автомобиль. Проблема усугубляется еще и тем фактом, что пошлины повышают не впервые, и каждый раз нас убеждали, что эта мера поддержит наш автопром и каждый раз — безрезультатно. Как отмечают эксперты, за период с 2002 года, с момента последнего повышения пошлин, в России так и не начали производить собственный 6-цилиндровый двигатель, кондиционер или автоматическую коробку передач, список можно продолжать.
Ситуация может повториться и в этот раз. О каких-то конкретных мерах по поддержке автопрома перед повышением пошлин нам не сообщили. Просто бац и на 5 процентов дороже, одним росчерком премьерского пера. А там уже разберутся куда направить вырученные от этого повышения 9 миллиардов долларов. Этой суммой, правда, дело не закончится. Из бюджета страны выделят около 2.5 млрд. долл. на госгарантии по кредитам и обеспечение по облигационным займам предприятий отечественного автопрома. Плюс около 1.5 млрд. долл. на госзакупки автомобилей, а сколько потом на их ремонт — представить сложно.

Пищи для размышлений добавляет также история о битве «детройтской тройки» с конгрессом США, которая происходила примерно в тот же момент, что и принятие решения о повышении пошлин у нас. Просьбы о помощи в виде кредитов для автогигантов были аргументированы четкими и детальными бизнес-планами реорганизации предприятий. Конкретные шаги по выходу из кризиса включали в себя и создание экономичных двигателей, и более интенсивное использование альтернативных видов топлива, и сокращение рабочих мест и зарплат менеджмента и, что самое главное, снижение цен на выпускаемую продукцию. Получается, что мы лучше знаем, как будут расходоваться деньги на поддержку американского автопрома.

Но вернемся на Родину, представим, что смелые планы чиновников претворятся в жизнь, и через несколько лет иномарок в России будут производить или собирать больше, чем российских автомобилей. Как показывает практика, значительно дешевле от этого автомобили не становятся. Как правило, на те же 5 процентов, не более. Причин тому несколько: необходимость окупить вложенные в инвестпроект по постройке завода средства и, пожалуй, самая важная — низкая локализация производства.

А это уже проблема не только автопрома, но и тех отраслей, которые находятся с ним в цепочке: металлургия, нефтехимия, электроэнергетика, станкостроение и т.д. грубо говоря, почти вся тяжелая промышленность. Но и этим отраслям нужна поддержка, значит, следующим логичным шагом, мысля идеями чиновников, было бы повышение импортных пошлин на все промышленные товары. Так может вообще запретить импорт? «Им бы понедельники взять и отменить».