Posted 21 сентября 2016,, 12:00

Published 21 сентября 2016,, 12:00

Modified 2 марта 2023,, 14:40

Updated 2 марта 2023,, 14:40

«В бюджете на новые парты денег нет». Что пермским школьникам рассказывают о бюджете

21 сентября 2016, 12:00
Наталья Варламова
В четырех пермских школах в сентябре стартовал новый учебный курс, который должен сформировать у учащихся представление о бюджете и бюджетном процессе. Properm.ru вместе с десятиклассниками отправился на урок бюджетной грамотности.

— Что такое бюджет? И как он связан с тем событием, которое было в минувшее воскресенье? — задает вопрос учительница.

— А что в воскресенье было? — звучит встречный вопрос из класса от одного из учеников.

— Так выборы 18 сентября были, — отвечают ему одноклассники.

— На выборы же выделяют бюджет определенный, — предлагают варианты ответа ученики.

— В общем, вы пока подумайте над этой связью. К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, — прерывает обсуждение педагог.

Так в школе №102 начинается урок бюджетной грамотности для учеников 10 класса. Это новый экспериментальный учебный курс и преподают его пока только в четырех пермских школах и еще в шести краевых.

Пермский край стал одним из трех российский регионов, где 1 сентября 2016 года стартовал пилотный проект «Бюджетная грамотность школьников». Проект инициирован российским министерством финансов и всемирным банком, а в Пермском крае он реализуется силами двух региональных министерств — образования и финансов. Цель проекта — привить школьникам бюджетную грамотность, сформировать у них ответственную гражданскую позицию (через понимание задач и функций государственного бюджета), а также дать понять, что они могут участвовать в бюджетном процессе.

Далее — небольшая игра.

— Закройте учебники, уберите ваши технические носители, — говорит десятиклассникам учительница обществознания Татьяна Сергеевна Митрюковская. — Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написано слово или словосочетание. Вы должны прикинуть, что это. Попытаться дать определение. Соотнести его с понятием «бюджет». Затем подойти к доске, взять скотч и найти место вашему слову или словосочетанию на доске. Следующий, кто подходит к доске, пытается поставить свое понятие с теми двумя, тремя и так далее терминами.

Татьяна Сергеевна нисколько не лукавила, когда говорила: «каждый из вас получит бумажку». Участвовать в игре и выходить к доске предстоит даже мне. Давно я этого не делала. Но как откажешь учительнице, когда ты сидишь на уроке за школьной партой?

— Кто бы хотел начать?

— А давайте с первых парт! — звучит предложение с «галерки».

— А чего с первых парт? Вы разве не поняли? Легче всего-то придется первому, а всем остальным нужно будет под него уже подстраиваться.

Объяснение учителя обнадеживает старшеклассника. Еще несколько секунд назад он даже не хотел выходить к доске, а сейчас делает это первым.

— У меня написано «пэ, эф, эр».

— Что это такое? — спрашивает учитель.

— Пенсионный фонд России, — подсказывают ему из класса.

— У этой организации есть свой бюджет, — говорит ученик и приклеивает бумажку на середину доски.

— Хорошо! Следующий кто?

— У меня слово «дефицит». Это нехватка…

— Нехватка чего? Как он образуется? — помогает найти правильное определение учитель.

— Это когда доходы меньше, чем расходы.

— Следующий!

Ученики друг за другом подходят к доске и приклеивают на нее «сбалансированный бюджет», «ФОМС», «ФСС», «муниципальный бюджет», «профицит», «бюджетный кодекс», «государственный муниципальный долг». Доходит дело до бумажки со словом «расходы, неожиданно у ученицы возникают проблемы с его определением.

— Доходы — это то, что государство получает. Тогда расходы… — подталкивает к правильному ответу учительница.

— Расходы — это рас…траты.

— Только не растраты, а траты. Растрата — это уже уголовное преступление, — объясняет Татьяна Сергеевна.

Осталось последнее словосочетание — мое. Это «бюджетная система». Выхожу к доске и приклеиваю бумажку к верхней части доски, объясняя, что это «совокупность всех бюджетов в стране».

Интерактив закончился, начинается традиционная часть урока.

— В средние века бюджет, доходы и расходы особо не планировали. Впервые специальный сводный план, в котором учитывались объем и источники поступлений, был сделан в Англии. Лорд-казначей тогда на заседание пришел с портфелем, в котором был этот финансовый документ. И сегодня бюджет ассоциируется с портфелем.

По словам Татьяны Сергеевны Митрюковской, мы говорим о бюджете в двух основных смыслах. Во-первых, это финансовый документ. Во-вторых, своего рода «общественный кошель».

— Финансовый документ равно закон. Бюджет принимается законодательным органом власти. Вспоминаем, какие у нас есть.

Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная дума и Совет федерации) и Пермскую городскую думу ученики назвали быстро. А вот с Законодательным собранием Пермского края возникли проблемы. Ученики не вспомнили, как называется законодательный орган региона, помогла им учительница.

Как документ, бюджет состоит из двух частей — доходной и расходной. И не всегда удается достичь сбалансированного бюджета, тогда он принимается с дефицитом или профицитом. Учительница сообщает ученикам, что не только Россия живет с дефицитом, но и многие другие страны.

— Как покрывать дефицит? Где взять недостающие деньги? Что вы делаете, когда вам не достает денег? — вновь обращается к десятиклассникам педагог.

— Занимаем, экономим, — разносится с разных парт.

— Да, мы можем урезать расходы. А можем занять. У кого?

— В банке, у «Деньги», у знакомых.

— То же самое и с бюджетом. Например, бюджет региональный или муниципальный может взять в долг у бюджета более высокого уровня. Либо у банка. Государство может взять в долг и у населения, выпустив облигации. Итак, если у нас в бюджете образуется дефицит, то получается и долг.

— Теперь вернемся к бюджетной системе. Для начала определимся, что такое система?

— Совокупость неких элементов, компонентов.

— Хорошо, вот эта куча ручек — система?

— Нет, в системе есть некая взаимосвязь, упорядоченность.

— То же самое мы можем сказать и о бюджетной системе России. Подумайте вот о чём. В бюджетной системе США существует три уровня, а в Японии — только два. Почему? — спрашивает Татьяна Сергеевна.

— Количество населения, размер территории, уровень развития, — предлагают свои варианты школьники.

— Ну же, — подгоняет учительница. — Подскажу. Это определяется типом государственно-территориального устройства. Вспоминаем, что это?

В классе — тишина, поэтому немного выждав отвечает педагог.

— Государственно-территориальное устройство показывает нам, как строятся взаимотношения между центральными и местными органами власти. Есть федеративные и унитарные государства. Япония — какая?

— Унитарная, — начинают вспоминать десятиклассники.

— Соединенные штаты?

— Федеративные.

— Поэтому и три уровня бюджета. Федеральный уровень, уровень штата и местный уровень. В России также. Устройство у нас федеративное, значит бюджетная системе трехуровневая.

Тем временем урок подходит к концу. Вместе с ребятами Татьяна Сергеевна поэтапно разобрала понятия, которые были в игре в самом начале урока.

— Следующий урок посвятим государственному долгу, будем много считать, — предупреждает она. — А сейчас давайте порассуждаем. Как вы думаете, какой бюджет лучше — дефицитный, профицитный или сбалансированный. Разделитесь по группам и подготовьте аргументы в пользу своей точки зрения.

Ученики расходятся по углам класса. Группа «дефицитного бюджета» остается пустой.

А что это вы уселись на парты? Они на ваш вес не рассчитаны, — увлеченные обсуждением школьники спрыгивают со столов. — В бюджете на новые парты денег нет, — акцентируя на втором слове продолжает учительница и отходит к своему столу.

— Лишние доходы можно отдавать в долг другим странам под процент и зарабатывать на этом прибыль. А потом эту прибыль направлять на новые проекты. Поэтому профицит — это хорошо, на избытке можно еще и заработать, — выступает представитель первой группы.

Его слова настолько убеждают одноклассников, что участники второй группы подумывают о смене команды, но в итоге все-таки подбирают аргументы.

— Чтобы доходы и расходы были в норме. Чтобы был баланс.

— А как вы сами как считете? — спрашивают ребята учительницу.

Но ответ услышать не суждено. По коридорам школы разносится звонок. Урок закончен. Татьяна Сергеевна обещает ответить на следующем занятии. Напоследок она возвращается к тому, с чего начался урок.

— Итак, как связан бюджет с тем, что было в воскресенье, 18 сентября?

С парт звучат разные версии:

— На проведение выборов выделены деньги из бюджета.

— На пиар много было денег потрачено.

Нет только той версии, которую так хочет услышать преподаватель.

— На ближайшие пять лет, кто будет определять бюджет? Те, кого мы выбрали! Они будут принимать закон о бюджете. От них будет зависеть, на что пойдут деньги. Мы выбрали людей, которые будут решать, каким будет бюджет, каким будет размер дефицита и долга! А теперь отдыхаем!

А если… — одна из учениц пытается спросить что-то у учительницы, но ее незаконченный вопрос тонет в шуме перемены. Вопрос про бюджет придется припасти до следующей недели.

"