Posted 19 марта 2019,, 08:00

Published 19 марта 2019,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Изнанка бизнеса: инкассация. «Мы ответственны перед клиентом в исполнении принятых нами обязательств»

19 марта 2019, 08:00
Наверняка, вы хоть раз в жизни видели серьезных крепких парней, которые раскрывали банкомат и заполняли его наличными деньгами. Вы точно знаете, что их называют инкассаторами, но вряд ли вы в курсе внутренней кухне бизнеса, о том, какие услуги еще оказывают инкассаторские компании. Обо всем Properm.ru расспросил заместителя председателя правления НКО «ИНКАХРАН» (АО) Алексея Кабанова.

— Сфера инкассации воспринимается как закрытая, а инкассаторы представляются едва ли не сотрудниками спецслужб. Что такое современная инкассация на самом деле?

— Вы правы, инкассация всегда была консервативной сферой, связанной с наличными деньгами. Безопасность играет первостепенную роль, как для сотрудников инкассаторской компании, так и для перевозимых ценностей клиента. Так было 20 лет назад, так есть и сейчас. Но как любой бизнес, инкассация трансформируется, становясь более гибкой, удобной для предприятий, автоматизируется, позволяя тем, кто непосредственно работает с ней выполнять операции быстро и с минимальным количеством ошибок.

Если говорить о «внутренней кухне», то это значительное усовершенствование оборудования расчетно-кассовых центров, повышение безопасности перевозки ценностей, эффективное программное обеспечение для основных процессов. Это позволяет в конечном счете получить качественную услугу.

— Какие услуги предлагают инкассаторские компании?

— Основные услуги в этой сфере — инкассация, пересчет, зачисление, размен. Если простыми словами, то инкассация — это сбор наличных денег на объекте (будь то магазин, банк, терминал или иное предприятие) и доставка их в расчетно-кассовый центр. Далее наличные деньги подлежат пересчету. Затем происходит зачисление на банковский счет клиента, чтобы предприятие продолжало вести свою обычную хозяйственную деятельность, совершать расчеты, платить зарплаты. Это только основные услуги.

Например, снимая деньги в банкомате, вы наверно не задумывались, кто туда загрузил банкноты. Или куда потом попадают деньги, внесенные через платежный терминал. Это тоже часть бизнеса инкассации.

— Кто регулирует правила игры на вашем рынке?

— Инкассация относится к банковским операциям, а осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России является основным регулятором в сфере банковских операций, в том числе инкассации. Есть профессиональное объединение АНДО (Ассоциация налично-денежного обращения), которое направлено на продуктивный диалог с регулятором, на формирование отраслевых стандартов и норм.

— Насколько сложно войти в этот бизнес?

— Это очень затратный бизнес. Бронеавтомобили, помещения, расчетно-кассовое оборудование, обеспечение безопасности, страхование ценностей — для всех этих составляющих процесса инкассации есть свои требования и регламенты.

Возможно, вы замечали, что компаний, которые занимаются этим бизнесом в Перми — единицы. Рынок уже много лет консолидируется, банки, ранее имевшие свои службы инкассации, отказываются от этого направления, используя аутсорсинг. Инкассация приносит прибыль на большом количестве клиентов, но не как дополнительная услуга в ассортименте финансовых услуг.

— За счет чего формируется прибыль?

— За счет правильной отстройки бизнес-процессов. Как у любой услуги есть расходы, есть доходы. Доходы — стоимость инкассации и сопутствующих услуг, как правило, составляет доли процента от суммы инкассированных наличных денег. Это небольшие суммы, иначе услуга была бы слишком дорогой и невостребованной. При этом на первый план выступает логистика маршрутов и клиентов, которая при правильном построении и загрузке позволяет сделать бизнес прибыльным.

— Как изменилась за последние годы востребованность инкассаторских услуг со стороны бизнеса?

— Есть тенденция к росту безналичных платежей в экономике, и она наверняка скажется на спросе услуги в будущем. Но это не произойдет ни сегодня, ни завтра. Если вы посмотрите на динамику наличных денег в обращении — вы увидите рост, равно как и в отчетности инкассаторских компаний. Востребованность есть, но есть и трансформация самих услуг.

Появился спрос на более удобные цифровые услуги инкассации — АДМ (автоматическая депозитная машина), онлайн-инкассация — инструменты, которые позволяют в разы сократить время от приема денег у клиентов до их зачисления на счет.

В то же самое время, даже небольшие предприятия и магазины, которые раньше возили деньги в банк самостоятельно, стали пользоваться инкассацией. Во-первых, это безопасность, экономия времени, а во-вторых зачем столько трудозатрат, если можно получить эту услугу по цене, порой сравнимой с доставкой из интернет-магазина.

— Ваша компания работает в десятках городов России. Почему вы решили выйти на пермский рынок?

— Мы оцениваем пермский рынок как перспективный, с растущим товарооборотом и потенциалом. Есть свои особенности, как и в каждом регионе страны. Есть и структуры, предоставляющие услугу инкассации. Для потенциальных клиентов рост конкуренции только на руку, это возможность сравнить цены, качество, возможность выбора делового партнера.

— Какими преимуществами вы обладаете по сравнению с конкурентами?

— Сейчас рынок на федеральном уровне это четыре крупных игрока, три из которых имеют государственное участие. По экспертным оценкам, все вместе они занимают около 90%. ИНКАХРАН по объему перевозки денежной наличности в России на третьем месте. Мы одна из первых частных организаций в этой сфере, и это позволяет самостоятельно определять вектор развития, влиять на скорость изменений. Для нас сейчас этот вектор — качество. Это то, что при прочих равных условиях добавляет ценность каждой нашей услуге.

Качество инкассации — это не только своевременность приезда бригады инкассаторов на место, вежливые профессиональные сотрудники, оперативность работы и скорость зачисления средств, но и технологичность, предполагающая разработку специальных программ для автоматизации процессов; ответственность в отношении бизнеса клиента, позволяющая клиентам быть уверенными в исполнении принятых нами обязательств. Наша полная специализация на услуге дает нам возможность решать практически любую задачу в сфере налично-денежного обращения на самом высоком уровне.

— Кто ваши главные клиенты в России?

— Среди наших клиентов присутствует большинство федеральных ритейлеров и банков. В общей сложности это более 2 тыс. клиентов, более 120 банковских организаций.

— Инкассация связана с повышенными рисками. Каким требованиям нужно отвечать, чтобы работать в вашей компании?

— Если мы говорим про инкассаторов, то предпочтение отдается кандидатам с хорошей физической подготовкой, желательно прошедшим службу в вооруженных силах, при этом опыт работы вторичен, потому что мы сами организуем обучение.

— Какие технологии сегодня используются для повышения безопасности перевозки денег и сохранности средств в банкоматах?

— Сейчас активно пилотируется проект, связанный с использованием спецконтейнеров при перевозке денежных средств — это инновационная и одновременно простая идея, делающая потенциальную кражу бессмысленной. Безопасность в инкассации это не только вооруженная охрана и спецконтейнеры, это полноценная система, четко работающая на каждом этапе — от оборудования бронеавтомобиля и программного обеспечения до обучения сотрудников.

— В качестве альтернативы есть компании другого профиля, какие у них особенности?

— Зачастую ЧОПы, пользуясь незнанием предпринимателей, предлагают услуги инкассации, хотя на самом деле занимаются лишь перевозкой денег. Это большие риски для бизнеса, такие компании не лицензируются, не регулируются, у них отсутствует страхование перевозки, не говоря об ответственности за рассчетно-кассовое обслуживание.

Для многих банков инкассация это дополнительная услуга для клиента, часто это подразумевает небольшой парк бронеавтомобилей, ограниченные возможности по времени приезда бригады инкассаторов.

Ряд наших клиентов, будучи клиентами банков со службой инкассации, предпочитают диверсифицировать свои финансовые потоки и работать со специализированными инкассаторскими компаниями. Рынок таков, что каждый клиент экспериментирует, тестирует новые возможности, сравнивает и в итоге находит оптимальное решение. Надеемся, что в Прикамье таким оптимальным решением в области инкассации станет ИНКАХРАН.

Пермский операционный офис Екатеринбургского филиала Небанковской кредитной организации «ИНКАХРАН» (акционерное общество). Адрес местонахождения: Пермь, ул. Куйбышева, д. 62а, 8–800–600–46–52; +7 (342) 205 76 85.

НКО «ИНКАХРАН» (АО): лицензия на осуществление банковских операций №3454-К от 25.03.2015, выдана Банком России. На правах рекламы. Не является публичной офертой в смысле статьи 437 ГК РФ

"