Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Эльмира Шагалиева: Банки вводят клиентов в заблуждение

10 апреля 2012, 17:00

Эльмира Шагалиева: Банки вводят клиентов в заблуждение
Как банки нарушают закон? Почему суды начали отказывать заемщикам в возврате комиссий? Что происходит с теми, кто не читает кредитный договор? Ответы — в эксклюзивном интервью Properm.ru.

Директор Пермского филиала общественной организации по защите прав потребителей «Блок-Пост» Эльмира Шагалиева представила Properm.ru свой взгляд на то, как сегодня выстроены взаимоотношения между банком и заемщиком, и заставила нас поверить в то, что даже самый скромный заемщик может отсудить свои деньги у большого банка.

— Эльмира Наилевна, по какому принципу работает ваша организация?

— «Блок-Пост» — это общественная организация по защите прав потребителей. Мы работаем на некоммерческой основе и оказываем населению бесплатные юридически услуги. Но есть одно «но». Мы работает только в рамках федерального закона «О защите прав потребителей».

В рамках закона потребитель, чьи права были нарушены кредитной организацией, может обратиться за помощью в общественную организацию и попросить представлять его интересы. Если суд принимает сторону клиента банка и накладывает на нарушителей штраф в размере 50% от взысканной в пользу потребителя суммы, половина этих денег идет нам, половина — в бюджет Перми. За счет этого и живем.

Банки прекрасно понимают, что поступают незаконно и неправильно, но все равно не возвращают комиссии добровольно.

— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются клиенты банков?

— Подавляющая часть обращений касается взыскания банками незаконных комиссий, например, за выдачу кредита и за его обслуживание.

— Разве банки не исправились после постановления Высшего арбитражного суда РФ, который еще в 2009 году объявил комиссии за открытие и ведение ссудного счета незаконными?

— Кредитные организации крайне неохотно отказываются от взимания комиссий, некоторые до сих их берут, просто подменяя понятия и называя их по-другому.

Банки прекрасно понимают, что поступают незаконно и неправильно, но все равно не возвращают комиссии добровольно. В нашей практике есть пример, когда Росбанк согласился вернуть заемщику комиссию, но отказался вернуть процент за пользование этими деньгами и нанесенный клиенту моральный ущерб. А ведь банк в течение длительного времени пользовался чужими деньгами и получил с них доход.

Судебная практика по делам возвращения незаконных комиссий стала откровенно несправедлива по отношению к заемщикам.

— Насколько охотно заемщики обращаются в суды?

— Многие боятся и думают: «Как же это мы будем судиться с банком, тем более если это Сбербанк?» Лично я не вижу разницы между Сбербанком, ВТБ24 и любой другой кредитной организацией. Все они должны действовать в рамках закона, который един для всех. Банки же зачастую сознательно вводят клиентов в заблуждение c целью заработать и повысить собственную прибыль.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает проценты за пользование денежными средствами, других платежей — нет. Банк не имеет права перекладывать на плечи потребителя свои операционные затраты и издержки. Заемщик, когда берет кредит, и так уже платит проценты по нему. Остальные комиссии — это способ повысить доходность, которая и без того немаленькая. Банк при этом еще увеличивает их, когда устанавливает процентные ставки, в которые уже заложены риски невозврата кредитов. Поэтому, например, по необеспеченным потребительским кредитам они выше.

— Как складывается судебная практика?

— До 2012 года судебная практика складывалась в нашу пользу, мы выигрывали 98% судебных разбирательств. Если мы и проигрывали, то чаще всего по причине истечения срока исковой давности, который составляет три года. В этом году ни один иск к банкам, связанный с возвращением комиссий, нам выиграть не удалось. Суды не встают на нашу сторону.

Поэтому с начала 2012 года мы вынуждены отказываться от этого направления, так как не можем финансировать нашу работу и окупить судебные расходы и издержки.

— Что изменилось?

— В 2012 году вступила в силу новая редакция гражданско-процессуального кодекса, которая замкнула все судебные инстанции на одном регионе. Раньше у нас была возможность обратиться в Верховный суд РФ, теперь она упразднена и для Прикамья высшей судебной инстанцией является президиум Пермского краевого суда. Выше гражданские дела не идут, а мировые и районные судьи почему-то не встают на нашу сторону. Судебная практика по делам возвращения незаконных комиссий стала откровенно несправедлива по отношению к заемщикам.

Заемщик понемному платит, возвращает долг, но меньше он не становится, так как гасятся только пени и проценты. Он так вечно будет платить банку.

— В каких случаях вы готовы представлять интересы заемщика в суде помимо возврата комиссий?

— Часто бывает так, что заемщики перестают платить по кредиту. Это происходит по разным, в том числе и уважительным причинам. Банки в ответ начисляют пени и штрафы, а на штрафы другие штрафы и так далее. У них очень хитрая система наказания. Далее банк подает на клиента в суд, а заемщик уже может обратиться за помощью к нам.

— На чью сторону в таких вопросах чаще всего встает суд?

— Здесь судебная практика складывается исключительно в пользу заемщика. В суде можно добиться снижения суммы штрафов или их перерасчета. Бывают случаи, что после перерасчета банк даже оказывается должен заемщику. При этом, кредитные учреждения очень хитро все рассчитывают: сначала они ставят заемщика в очередь на выплату пени и штрафов, затем идут проценты и только в последнюю очередь тело кредита. Вырваться из такого «порочного круга» очень сложно. Получается, что заемщик платит, возвращает долг, но меньше он не становится, так как гасятся только пени и проценты. Он так вечно будет платить банку.

В России люди не читают договоров, у нас развит правовой нигилизм, в том числе в финансовой сфере.

— С какими банками вам чаще всего приходилось судиться?

— По вопросу возврата пени, штрафов и пересчетов чаще всего встречались в суде со Сбербанком, Русфинанс Банком, с банком «Ренессанс Кредит». Комиссии отсуживаем у ВТБ24 и ЮниКредит Банка.

Банки просто пользуются слабостями людей. Они дают деньги — все бегут их брать. Представим женщину, которая видит в магазине стиральную машину-автомат. Дома у нее стоит машина, доставшаяся ей в наследство от бабушки — конечно же она хочет ее купить, берет кредит, а потом выясняется, что домохозяйка должна банку двойную стоимость покупки. В России люди не читают договоров, у нас развит правовой нигилизм, в том числе в финансовой сфере.

Наша цель — пробудить людей. Сделать так, чтобы они были готовы бороться за свои права и судиться с банками.

— Каков портрет вашего клиента?

— Это люди из самых разных слоев населения. К нам даже обращался за помощью депутат Законодательного собрания Пермского края, приезжал заемщик из Кудымкарского района.

Многие жители до сих пор не понимают сути нашей работы. Когда говоришь им, что хочешь помочь и при этом сделаешь это бесплатно, они думают, что это обман и мошенничество

— Сколько времени занимает судебный процесс?

— После обращения заемщика мы готовим претензию в адрес банка в течение 10 дней. После этого кредитная организация либо удовлетворяет наши требования, либо нет. Чаще отказывают. Тогда через 10 дней мы обращаемся в суд, который рассматривает иск от двух до четырех месяцев. Решение суда вступает в силу по истечении одного месяца.

— Сколько лет вы работаете на этом рынке?

— С марта 2011 года. За это время мы провели более 500 дел в судах. Многие жители до сих пор не понимают сути нашей работы. Когда говоришь им, что хочешь помочь и при этом сделаешь это бесплатно, они думают, что это обман и мошенничество, что это бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.