Posted 18 октября 2012,, 03:00

Published 18 октября 2012,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:28

Updated 2 марта 2023,, 17:28

Марина Слюсаренко: Пара плохих коллекторов создают дурную репутацию всему рынку

18 октября 2012, 03:00
Наталья Варламова
Почему в народе прижилось выражение «выбивать долги» и как плохие коллекторы портят жизнь хорошим Properm.ru рассказала руководитель Первого коллекторского бюро в Перми.

— Марина Анатольевна, существует ли региональная специфика в работе коллекторских агентств?

— Я бы не стала говорить, что есть существенная разница между Пермским краем и другими регионами.

Скорее, есть отличия между большими и маленькими городами. В последних люди больше дорожат своей репутацией, ведь все всё про всех знают. Наличие долгов также секретом не станет, поэтому жители небольших городов стараются не становиться должниками.

Есть и общие черты. Во всех городах, и Пермь не исключение, есть люди, которые имеют задолженность и могут ее погасить, но не делают этого, потому что не хотят.

— И как с такими работать?

— В Первом коллекторском бюро работа всегда предусматривает, по крайней мере, три стадии. Сначала обязательная досудебная стадия. В это время происходит налаживание контакта с должником. Если известен телефон, звоним и разговариваем. Если контактов не знаем, то выезжаем на место жительства. В любом случае, мы стараемся выстроить диалог и выяснить причины, которые побудили заемщика не возвращать банку кредит. Поэтому хороший коллектор — это хороший собеседник. На досудебной стадии мы также предлагаем пути решения и способы погашения.

— Но есть те, кто целенаправленно не погашает…

— Да, и с такими людьми мы идем в суд, а потом и к судебным приставам. Это и есть вторая и третья стадии. При этом на первой и второй стадии мы стараемся выслушать клиента и найти компромисс. К примеру, заемщик говорит, что сейчас не работает, но обещает через три месяца найти работу. Мы готовы подождать. Но если мы видим, что должник работает, но ничего не делает, то идем в суд.

— На чью сторону чаще встает суд?

— На сторону кредитора. Но все-таки наши клиенты чаще всего не затягивают дело до суда, а идут на добровольное погашение.

— Как меняется число тех, кто наотрез отказывается возвращать долги?

— Их становится меньше, большинство хотят решить проблему. А это, действительно, проблема, которая не решается сиюминутно. Ведь, в конце концов, долги, как и имущество, передаются по наследству.

— И сколько вы готовы ждать?

— Коллектор должен быть не только хорошим собеседником, но и хорошим психологом. Он должен понять, юлит заемщик или нет. Если коллектор почувствует, что должник не планирует ничего отдавать, то он должен передать его дело в суд.

— Сколько работает Первое коллекторское бюро в Перми?

— Шесть лет.

— Как за это время изменились долги?

— Портфели всегда были разными, и в них всегда есть безнадежные невзыскиваемые долги. Причины — смерть должника, или алкогольная или наркотическая зависимость. Но доля таких заемщиков меньше других.

В целом можно выделить следующие категории должников. Те, кто хотят погасить долги, но не могут. Не хотят и не могут. Хотят и могут. Хотят и могут, но потом.

— Каких долгов сейчас больше?

— На первом месте — потребительские кредиты, далее идут кредитные карты. Затем следуют обеспеченные займы — автокредиты и ипотека. Видимо, ипотечники и автозаемщики не запускают ситуацию, так как боятся потерять квартиру или автомобиль.

— Наличие залога делает процедуру взыскания долгов легче?

— Скорее, залог упрощает работу с заемщиком. Залог — это гарант того, что кредит будет возвращен.

— В последнее время у Роспотребнадзора появляется все больше вопросов к коллекторам. Они усложняют вашу работу?

— Первое коллекторское бюро работает законными методами, тогда как Роспотребнадзор «нападает» на коллекторов, прибегающих к другим средствам. Конечно, претензии ведомства, а также материалы в СМИ усложняют работу, но если работать в соответствии с законом, то никакие нападки не страшны.

— Чем мешает пресса?

— Допустим, по телевизору показывают сюжет о коллекторах и должниках, и все видят в нем то, что хотят. Журналисты напрямую не говорят, что коллекторы — это плохо, а не возвращать долги — хорошо, но у некоторых заемщиков именно такой ход мыслей. В любом репортаже напоминают о необходимости погашения долгов, но немногие слышат эту информацию.

— Сегодня принято полагать, что коллекторы применяют незаконные методы. Что имеется в виду?

— Почему в России прижилась фраза «выбивают долги»? И почему редко по отношению к долгам применяют слово «взыскивают»? Это сложилось из-за негатива в 1980–1990 годы, когда кредиторы ходили в кожаных куртках и с помощью бит решали вопросы с должниками. У массы людей именно такое представление о коллекторах, которое поддерживают недобросовестные компании.

— Что еще можно отнести к незаконным методам? Крики коллекторов с утра до вечера на должников входят в их число?

— Законодательство позволяет звонить с 8 утра до 10 вечера. Но, конечно, есть общепринятый этикет, когда что-то можно говорить, что-то — нельзя, и, конечно, не должно быть никаких ругательств и угроз. Те коллекторские агентства, которые так делают, по всей видимости, не дорожат репутацией.

— Доля недобросовестных коллекторов в Пермском крае велика?

— Нет. Их значительно меньше, чем тех, кто работает цивилизованно.

— Но именно они создают плохую репутацию всему рынку?

— Да. Как раз те, кто не взыскивают, а, действительно, выбивают долги. А также должники, которые не хотят или не могут платить, а целенаправленно винят в этом коллекторов.

— Но что вы делаете для того, чтобы не страдать от действий таких коллекторов и таких должников?

— Проводим пропаганду, держим марку. Улучшить репутацию коллекторов может только достойная работа.

— Кто в Пермском крае держит марку и делает погоду на рынке?

— Самые известные игроки, помимо нашей компании — это «Секвойя Кредит Консолидэйшн», Долговое агентство «Пристав» (в настоящее время Национальная служба взыскания — Properm.ru) и Пермский долговой дом.

"