Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Микрофинансовая мимикрия: У банков появились агрессивные «двойники»

29 октября 2012, 09:13

Микрофинансовая мимикрия: У банков появились агрессивные «двойники»
Российские банки традиционно не удовлетворяют спрос на микрокредиты. Пользуясь беспомощностью финансовых тяжеловесов, этот рынок активно осваивают микрофинансовые организации. Более того, сегодня они уже готовы не только выдавать деньги взаймы, но и брать их на хранение.

Темпы развития микрофинансовых организаций (МФО) впечатляют. Число МФО в Пермском крае уже превысило количество банков. Для сравнения: свои филиалы, представительства и операционные офисы в регионе открыли более 80 банков, тогда как число микрофинансистов перевалило за 120 (!) компаний. Они активно «отгрызают» у банков долю рынка кредитования населения и малого бизнеса. Впрочем, банкиры и микрофинансисты в один голос говорят, что обслуживают совершенно разных клиентов.

Однако это не мешает некоторым МФО пользоваться сходством с банками. К примеру, официальный сайт компании »Деньга» носит название dengabank, хотя к банку организация отношения не имеет и лицензией на осуществление банковских операций не обладает. Еще пример — название и логотип другой организации — »Хоум Финанс» — рождает ассоциации с Хоум Кредит энд Финанс Банком. В этих условиях подавляющая часть клиентов-физлиц не видит разницы между банком и МФО и не понимает, что кредит, полученный с такой легкостью, может влететь в копеечку. Правда, именно быстрота и легкость получения обуславливает столь высокую ставку по займам в МФО.

Микрофинансовые организации готовы выдавать займы под 1–2% в день, что равноценно 365–730% годовых.

Проценты, под которые сегодня выдают займы некоторые микрофинансовые организации, повергают в шок даже бывалых банкиров. «Банковский бизнес прозрачен, нас сегодня контролируют «от» и «до», тогда как деятельность микрофинансовых организаций практически не контролируется. И при этом они выдают займы населению под грабительскую ставку, доходящую до 1–2% в день», — отметил управляющий филиалом одного из банков на условиях анонимности.

Более того, некоторые микрофинансовые организации готовы сегодня не только одолжить деньги населению, но и принять их на хранение. Из 10 первых попавшихся МФО в Перми, в трех Properm.ru обнаружил продукт, аналогичный банковскому вкладу. По мнению Алексея Бушуева, заместителя директора по развитию клиентов и продажам дирекции по брокерскому бизнесу Финансовой группы БКС, это уже делает их похожими не только на банки, но и на кредитные потребительские кооперативы. Отметим, в Перми на многие КПК были заведены уголовные дела, которые закончились реальными сроками.

К слову, далеко не все микрофинансовые организации, представленные в Перми, работают на законных основаниях. Если вы решились прибегнуть к услугам любой из них, проверьте, включена ли компания в государственный реестр микрофинансовых организаций (список компаний — за ссылкой).

Число МФО в Перми регулярно растет как за счет уже работающих в регионе компаний, которые расширяют сеть отделений, так и за счет новых игроков, которые только собираются осваивать рынок Прикамья. К примеру, о своих амбициозных планах Properm.ru рассказали в микрофинансовой компании «МигКредит». По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса Динары Юнусовой, на сегодняшний день в Пермском крае работает семь точек продаж розничной сети МигКредит, а до конца 2012 года компания намерена увеличить их число до 14. Помимо «МигКредит», в Пермском крае представлены и другие крупные игроки, например, «Финотдел» и «Домашние Деньги», входящие в одну группу компаний, принадлежащую известному финансисту Евгению Бернштаму.

Агрессивное развитие МФО объясняется неудовлетворенным спросом заемщиков, которые не могут получить кредиты в банках. «Очевидно, что население и представители малого бизнеса России имеют высокую потребность в микрозаймах и существующие кредитные организации пока не могут ее удовлетворить. По данным экспертов Российского Микрофинансового Центра «НАУМИР», рынок МФО в России покрывает только 10% от потенциального спроса на микрофинансирование», — говорит в компании «Финотдел».

Константин Колчанов, директор регионального центра Хоум Кредит энд Финанс Банка:

Целевые аудитории микрофинансовых организаций и банков пересекаются слабо. Микрофинансовый займ — это небольшая сумма денег от 2 до 30 тыс. рублей. Обычно она выдается на срок до 6 месяцев и под высокий процент, который равен в среднем 120–150% годовых. Тогда как у банков средняя сумма кредита гораздо выше, ставка — ниже, а срок — больше.

Эти правила действуют и в отношении малого бизнеса.

Екатерина Сидорова, генеральный директор компании «Финотдел»:

К банкам, как правило, обращаются компании, существующие на рынке не первый год, способные предоставить финансовую отчетность и залог. Большое значение придаётся безупречной репутации и кредитной истории заемщика. Малый бизнес для банков начинается с клиента, имеющего потребность в сумме от 5 до 20 млн рублей. А клиентом микрофинансовой организации может стать компания, работающая на рынке и менее года и нуждающаяся в займе до 1 млн рублей.

По словам Динары Юнусовой, микрофинансовые организации даже продукты создают таким образом, чтобы разделить финансовые потоки с банками. «Банки предпочитают даже в относительно простых потребительских продуктах минимизировать риски, пристально рассматривая кредитную историю заемщика. Мы готовы выдавать займы людям даже с несовершенной кредитной историей или тем, кто по каким-либо причинам не всегда может документально подтвердить свои доходы», — говорит эксперт.

Так что пока банкиры обходят таких клиентов стороной, микрофинансовые организации будут все шире открывать для них свои двери.