Posted 6 ноября 2012,, 04:15

Published 6 ноября 2012,, 04:15

Modified 2 марта 2023,, 17:23

Updated 2 марта 2023,, 17:23

С новым законом о платежах обмануть банк не захочет только ленивый

6 ноября 2012, 04:15
Наталья Варламова
Новый закон «О национальной платежной системе» создает благоприятные условия для действий не только мошенников, но и недобросовестных клиентов банков.

С 1 января 2013 года в России в силу вступает закон «О национальной платежной системе». Он обяжет банки в кратчайшие сроки возвращать клиентам деньги, незаконно списанные с их пластиковых карт. Банкиры надеются, что за два месяца закон еще изменится и смягчит требования по отношению к кредитным организациям. В противном случае он открывает огромные возможности перед мошенниками. От соблазна обмануть банк не удержатся и клиенты, которые в других условиях ведут себя порядочно.

Федеральный закон вводит новые правила игры на рынке пластиковых карт. В частности, банки должны информировать клиента о совершении каждой операции с использованием карты. Клиент в свою очередь обязан ставить банк в известность, если карта утеряна или используется без его согласия. Причем сделать это держатель карты должен в течение суток. Иначе клиент, столкнувшийся с незаконным списанием денег с его карты, рискует не получить от банка компенсацию.

Именно беспрекословная обязанность банка возвращать клиенту деньги, снятые с карты без его согласия, и вызывает больше всего вопросов у профессионального сообщества. По словам Елены Авериной, директора департамента банковских операций Абсолют Банка, срок возмещения банком денежных средств клиенту законом в действующей редакции не установлен.

Однако, как сообщает Slon.ru со ссылкой на Наталью Бурыкину, руководителя комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку, новые поправки в закон ограничат срок возврата 24 часами. «Граждане не должны доказывать, что они «не верблюды», поэтому банк должен сначала вернуть деньги, а потом может проводить собственное расследование», — заявила депутат.

Сами банкиры в разговоре с Properm.ru высказались однозначно против таких нововведений.

Евгений Давыдович, заместитель председателя правления Связного Банка: В течение 24 часов невозможно установить, действительно ли средства клиента были списаны незаконным путем. Безусловный возврат средств клиентам создает почву для возможных мошеннических действий. Можно оформить карту, положить на нее крупную сумму средств, передать карту третьему лицу, которое оперативно снимет средства с карты, обратиться в банк с заявлением об утере или краже карты и получить возмещение.

Сегодня вопросы о незаконном использовании карты, мошеннических и некорректных списаниях рассматриваются банками индивидуально.

Антон Сергунов, директор по картам Хоум Кредит энд Финанс Банка:— Банк рассматривает претензию клиента и, как правило, в течение 2–3 дней принимает решение о возврате денег или подтверждает корректность их списания. При этом в случае, если понадобится расследование с привлечением платежных систем, срок может увеличиться до 30–45 дней. В любом случае, клиенту сообщается статус рассмотрения его претензии.

Новые правила, по словам Авериной, неизбежно повлекут за собой очень высокие риски возникновения убытков у добросовестных кредитных организаций от действий недобросовестных держателей карт.

Елена Аверина:— В целях минимизации рисков кредитные организации вынуждены будут их перестраховывать всеми возможными способами, в том числе и путем удорожания банковских услуг.

О таких же последствиях предупреждает и Евгений Давыдович. «Если банки будут возвращать похищенные с карты средства без проведения разбирательств, то их расходы действительно значительно повысятся. А любое снижение доходов банка может повлиять на ставки по вкладам (в сторону снижения) или по кредитам (в сторону увеличения)», — отметил эксперт.

Уже сейчас банки тратят очень много средств на повышение и поддержание уровня безопасности, а придется еще больше. «Банки уже направили немалые средства на улучшение систем безопасности, на усовершенствование систем дистанционного банковского обслуживания, на установку различных систем мониторинга и продолжают работу, так как бороться с высокотехнологичными преступниками надо постоянно и последовательно, а это недешево», — сетует Елена Аверина.

Дополнительной мерой защиты от мошенников может стать выпуск чиповых пластиковых карт. По словам Авериной, пока нет случаев подделки чипа и использования чиповой карты в мошеннических целях, в отличие от карт с магнитной полосой. «Магнитные карты легче подделать и для подтверждения операции достаточно подписи. Поэтому использование карт с чипом, а также технологий подтверждения операций Verified by Visa и MasterCard 3d Secure существенно сокращает количество мошеннических операций», — добавляет Сергунов. Кстати, Сбербанк уже принял решение перевести все карты на чиповые технологии. Процесс перевода займет ориентировочно 1,5–2 года.

Впрочем, вполне возможно, что банкам еще удастся отстоять свои права. Так, некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» предлагает поправки в закон. Их суть в том, что кредитные организации в течение 24 часов будут возвращать только суммы до 3000 рублей, тогда как возмещение средств по более крупным операциям будет происходить только после проведения расследования, пишет агентство «Финмаркет».

По мнению Антона Сергунова, и этого недостаточно. «Идея возвращать суммы до 3000 рублей в течение 24 часов может привести к тому, что клиенты начнут этим злоупотреблять, ведь за сутки провести полноценное расследование практически невозможно. Тем более, что основная доля операций по картам совершается как раз на суммы от 3 до 4000 рублей», — считает специалист.

"