Posted 14 ноября 2012,, 03:02

Published 14 ноября 2012,, 03:02

Modified 2 марта 2023,, 17:20

Updated 2 марта 2023,, 17:20

Психологи объяснили, почему пермяки набросились на кредиты

14 ноября 2012, 03:02
Наталья Варламова
Жизнь в кредит прививается нам с детства. Недостаток любви и нехватку общения взрослые дети компенсируют тем, что окружают себя вещами, деньгами, кредитами и долгами. Какими глазами психологи смотрят на квартальные отчеты банков — в спецпроекте Properm.ru.

За минувшие девять месяцев россияне, а значит, и пермяки, показали, что напрочь забыли страшилки, которые им привили противники жизни в кредит. Мы больше не боимся коллекторов и взысканий, окончательно положившись на авось. В поисках ответа на вопрос: «Почему жители Пермского края стали брать больше кредитов», Properm.ru впервые обратился не к банкирам, а к профессиональным психологам. Ответ был получен неутешительный: в стране появился и уже обжился новый тип зависимости — кредитной.

По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», каждый четвертый респондент планирует в ближайший год взять кредит. Это тем более удивительно, ведь половина россиян, по данным Исследовательского центра Superjob.ru, считают кредит прямой дорогой в долговую яму. Психологи дают свое объяснение.

По словам Натальи Заварзиной, тьютора факультета дополнительного и инновационного образования ПГИИК, кредит — это удобный путь к приобретению материальных ценностей.

Наталья Заварзина: У каждого человека есть мечта, но не у каждого есть сила воли и возможности накопить деньги для ее реализации. Кредит — это «мост» к мечте. Очень быстрый, без значительных вложений на начальном этапе. Парадокс в том, что россияне не знают, что их ждет завтра, живут одним днём. И в то же время достаточно уверены, что впоследствии смогут справиться с этой ситуацией.

Директор центра социально-психологической адаптации и терапии «Доверие» Людмила Кочкаева также указывает на то, что пермяки стараются жить в свое удовольствие в надежде на то, что кредиты возвращать не придется. «Взять кредит — это как два пишу, один в уме. Но что в данном случае «один»? Это мыслишка о том, а вдруг завтра конец света, а вдруг я умру или банк закроется», — объясняет психолог.

Людмила Кочкаева: Как рассуждает человек? Свое всегда жалко. Поэтому свои деньги не отдаем, а чужие — берем. Тем более, что банки сейчас охотно их дают. Деятельность МММ научила россиян не доверять свои деньги другим и не копить их. Поэтому люди чаще тратят и покупают то, что составляет декорацию их жизни.

«Чаще всего заемщиками банков становятся люди, ориентированные на внешние атрибуты успеха, — убеждена Заварзина. — Они берут кредиты на новую бытовую технику, несмотря на то, что старая еще вполне пригодна, покупают взаймы автомобиль, который чуть-чуть моднее предыдущего».

Для банкиров такое поведение — норма. «Наши граждане ничуть не меньше тех же испанцев, итальянцев, голландцев, чехов с болгарами хотят жить в хороших квартирах, ездить на хороших машинах, покупать самую современную технику и тогда, когда им не хватает на это своих собственных средств, они могут пойти в банк, — защищает заемщиков директор Центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. — Но в сравнении с той же Испанией кредитный потенциал России в два раза больше».

Однако, по мнению Людмилы Кочкаевой, уже сейчас можно говорить, что россияне подвержены кредитной зависимости. «С самого детства нам говорят «ты должен», и мы живем по закону долга, ненавидим его, но все равно берем в долг, — сетует психолог. — К тому же, в среднем всего девять минут в день родители тратят на общение с детьми. Именно на общение, настоящий контакт, а не на вопросы «Ты поел?» или «Сделал ли уроки?». Сейчас мы все еще остаемся детьми и компенсируем нехватку общения с родителями вещами, деньгами, кредитами и долгами».

"