Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Невозможно начать бизнес, невозможно его продолжать и развивать»

18 июня 2013, 10:00

«Невозможно начать бизнес, невозможно его продолжать и развивать»
Начинающий предприниматель рассказал Properm.ru, что открыть свое дело без помощи юриста и бухгалтера настолько тяжело, что «взрывается мозг».

Сотрудники Высшей школы экономики Юрий Плюснин и Ярослав Слободской-Плюснин провели исследование, посвященное проблеме взаимодействия малого бизнеса и властей на местном уровне. Ученые выявили список претензий малого бизнеса к власти. Резюме этого документа выглядит так: «невозможно начать бизнес, невозможно его продолжать, невозможно его развивать».

Основанием для составления этого списка стали десятки глубинных интервью с предпринимателями — представителями малого бизнеса в шести сельских районах. Целью интервью было выявление ожиданий и предложений предпринимателей к местной и государственной власти.

Получилось вот что:

Претензии бизнеса

Административные барьеры

«Есть же свободные ниши для развития малого бизнеса. И я их знаю…Обустройство свалок, например, очень прибыльное дело. И департамент экономики мог бы помочь. Но не делают, а наоборот. Вот колбасный цех был в районе. Ей областной бюджет задолжал 700 тысяч. И она вылетела. А колбаса была натуральной. Колбаса была объедение. Как вспоминаю — слюнки текут. У нее было свое хозяйство и откормочный цех и она делала колбасу и молочку. Ну и что? — Всё рухнуло. Она взяла кредиты, 700 тысяч. А проценты должна была возмещать областная администрация. Но не стала. Всё. Цех закрылся. Вот вся помощь. Кто-то думает ли об этом?»

Необоснованный контроль

«А потом сейчас ведь очень много надзорщиков.
Проверяет какая-то надзорная структура, и они штрафуют. Штрафы огромные. Я считаю так: проверили и выставили предписание. А у нас цель проверки — наказать. У нас сегодня многие предприятия малого бизнеса хиреют и живут очень тяжело. Почему? -, а потому, что их долбят со всех сторон. Проверок немерено. Вот пришла проверка. Нашли нарушение.

Раньше так было. Указывают сроки, чтобы устранить. Проходит срок, пришли — если не устранил, тебя наказывают. А устранил — значит, всё нормально. Цель проверки — улучшить работу предприятия, а не ободрать его как липку. А теперь? Если я хочу, чтобы у меня было хорошо, мне надо дать на лапу».

Бюрократизация отчетной деятельности

«Надо упростить всю эту бумажную волокиту и, конечно, отменить дублирование документов, подающихся в разные инстанции. Пусть я им один раз справку принесу, и они уже ее дублируют сколько им нужно –, а то я бегаю по двадцать раз одну и ту же бумажку в разные органы таскаю.»
«…всё упирается в бумажную волокиту… Давно могли бы начать бизнес — и не можем. Множество бумаг, согласований… Пакет документов я собирал где-то девять-десять месяцев… Я вот пенсионер, а каждый день учусь. Учусь и учусь».

Информационный голод

«…законов-то хватает в нашей стране. Да вот если вот так говорить о развитии малого бизнеса, если я должен входить в какой-то кабинет, то мне должны помогать. Я, например, в этом вопросе плаваю. Мне должны помогать. Как молодому предпринимателю. Развивать малый бизнес. Но получается наоборот. Заходишь в дверь — выходишь. Заходишь — выходишь…»
«Надо не подлавливать предпринимателей на незнании законов, чтобы оштрафовать их, а — наоборот — информировать их заранее обо всех изменениях и новых постановлениях»

Кадровый голод

«Сегодня нехватка специалистов. Никто не может даже составлять грамотные договора. Но распределение (специалистов после окончания учёбы), как раньше? … Сегодня это нереально. Сегодня никто распределять не будет. Законодательство не позволяет. И законодатели не пойдут на это».

Источник — Исследование Юрия Плюснина и Ярослава Слободского-Плюснина

В Перми у малого бизнеса те же проблемы, что и в далекой Костромской области. Примером этому послужил небольшой рассказ начинающего предпринимателя от первого лица о том, как он создавал свой бизнес. Наша собеседница посчитала необходимым скрыть имя, чтобы не усугубить свое положение.

Перво-наперво нужно написать устав, заверить его у нотариуса, заплатить госпошлину в банке, сходить в налоговую. К счастью, мне не пришлось вникать в тонкости законодательства. Потому что были люди, которые уже знали, что нужно делать и в какие сроки, был бухгалтер, который эти документы готовил.

Практически везде, кроме нотариуса, мне пришлось ходить несколько раз.

Итак, сначала платишь госпошлину за регистрацию юридического лица и затем идешь в налоговую его регистрировать. Прихожу в Сбербанк, выстаиваю всю очередь, уже у окошка узнаю, что, оказывается, нужны реквизиты налоговой. Но в Перми всего шесть налоговых инспекций! Неужели их реквизитов нет в банке? Как так? Сколько к ним приходит предпринимателей и платит госпошлину?

Я отправилась в налоговую, получила реквизиты, уточнила размер госпошлины и вернулась в Сбербанк.

За этим последовал поход в налоговую инспекцию. Сначала меня отправили с одним списком документов, потом выяснилось, что набор документов изменился. В налоговой мне сообщили дату, когда нужно забирать готовые документы. Забрать их удалось только в два приема: в первый раз не все документы подготовили.

Не понимаю как они наловчились, но как только я зарегистрировалась в налоговой, мне стали звонить из банков с предложением оформить расчетный счет. На вопрос: «где вы взяли мой номер телефона?», отвечали: «Выложен в базах». До сих пор интересно, что это за базы?

Такие же звонки стали поступать из «Консультант-Плюс» с предложением установить 1С. Ни в каких официальных документах мой сотовый не был указан. Да, в налоговой я оставляла телефон для связи, но он ведь не для документов, а для внутреннего пользования.

Самый трэш был в банке, где я открывала расчетный счет. Собрав папку с документами, я пошла в банк. Ходить туда пришлось трижды. В бумагах то не хватало запятой, то какого-то документа, то требовались исправления.

Когда я пришла забирать документы на расчетный счет, произошел следующий диалог:

Операционист: Ставьте печать.

Я: Разве надо печать?

Операционист (как будто я каждый день открываю расчетный счет): Само собой разумеется.

В итоге расчетный счет оформили. Но даже на этом походы в банк не закончились. В очередной раз я пришла туда из-за того, что банк допустил ошибку, и мне нужно было прийти и подписать новые документы.

Резюме. Если ты ничего не понимаешь в бухгалтерии, но у тебя есть мозги и гениальная идея для создания бизнеса, придется раскошелиться на бухгалтера и юриста. Если бы я действовала одна, то у меня бы взорвался мозг.