Posted 15 октября 2013,, 06:00

Published 15 октября 2013,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 17:36

Updated 2 марта 2023,, 17:36

Игорь Лагуткин: Россияне должны научиться страховать не только своего «железного коня»

15 октября 2013, 06:00
Наталья Варламова
Директор Пермского филиала страховой компании РОСГОССТРАХ о перспективах рынка, о преимуществах страхования жизни и о необходимости проведения системной работы по повышению страховой культуры россиян.

— Игорь Анатольевич, 6 октября страховое сообщество отметило профессиональный праздник. А что значит этот день для компании РОСГОССТРАХ?

— 6 октября нам исполнилось 92 года. Мы — старейшая страховая компания в России, являемся преемниками Госстраха, созданного в 1921 году после принятия декрета «О государственном имущественном страховании».

Такая история накладывает отпечаток на нашу корпоративную культуру. У нас есть сотрудники, которым исполнилось уже 80 лет, которые проработали в компании 20, 30, 40 и даже 50 лет. Безусловно, есть и молодежь. К примеру, если посмотреть на пермский филиал, то средний возраст дирекции составляет всего 28 лет.

Существует стереотип — если компании много лет, то она представляет собой что-то тяжелое и закостенелое. РОСГОССТРАХ — это не тот случай. С точки зрения менеджмента, управления бизнес-процессами мы являемся передовой и высокотехнологичной компанией, которая работает по современным стандартам и внедряет новые продукты.

— Известный бренд означает, что компания не испытывает недостатка в кадрах?

— Конечно, нет. РОСГОССТРАХ — это большая компания и нам постоянно нужны кадры. С одной стороны, агенты уходят на пенсию, с другой — последние годы у нас бэби-бум, и многие сотрудницы уходят в декретные отпуска. Всё это нужно восполнять новыми кадрами.

Поэтому мы ведем активную работу с вузами страны, с учебными заведениями у нас подписаны специальные соглашения, действуют стипендиальные программы, проводятся стажировки. Так, более сотни студентов ежегодно проходят стажировку в филиале компании. Потому что мы прекрасно понимаем, что молодые кадры — это наше будущее.

Например, я являюсь председателем экзаменационной комиссии в Пермском филиале Финансового университета при правительстве РФ. Всегда внимательно смотрю, как выпускники защищают дипломные работы, и беру на заметку тех, кто понравился. РОСГОССТРАХ — большая компания, ей всегда есть, что предложить людям, которые только что вышли со студенческой скамьи. Тем более, если они учились именно страховому делу.

Готовых специалистов ведь нет, их нужно обучать. Самая хорошая, на мой взгляд, история — это, когда мы не просто взяли сотрудника на руководящую должность, а сами его взрастили и помогли сделать успешную карьеру от рядового сотрудника до топ-менеджера.

— Давайте поговорим о бизнес-составляющей. РОСГОССТРАХ сейчас и так лидирует на рынке. Может, есть планы увеличить долю на рынке, нарастить объем страховых премий или сконцентрироваться на каком-то определенном направлении?

— Действительно, мы занимаем наибольший удельный вес на рынке. В Пермском крае наша доля, по итогам 2013 года, должна сохраниться на уровне 32%. Плюс 5% — это доля «Капитал Страхования», входящего в группу РОСГОССТРАХ.

Увеличение доли на рынке для нас не самоцель. Главное — чтобы пермский филиал был высокорентабельным, чтобы он генерировал прибыль. Сейчас мы входим в число наиболее прибыльных в системе РОСГОССТРАХ и наша задача — сделать так, чтобы рентабельность не падала.

Что касается ключевых задач, то сегодня важным направлением деятельности мы считаем развитие страхования жизни. Я не устаю повторять, что это важный и социально-значимый вид страхования. Человек страхует свою жизнь и здоровье, а по окончании срока страхования получает обратно не только страховую премию, но и инвестиционный доход. Если посмотреть на результаты последних лет, то мы увидим, что инвестиционный доход выше процентной ставки по банковскому вкладу.

— Что еще является ключевым направлением для компании?

— В первую очередь, это страхование жизни, сборы по которому очень хорошо растут. Объем премий по этому виду по итогам 6 месяцев составил более 100 млн рублей, темп роста — 136%. В денежном объёме рынок пока не так велик, как хотелось бы, но темпы роста очень высоки. И так продолжается уже несколько лет.

Также мы контролируем 70% рынка имущественного страхования, и наша задача — эту долю сохранить. Такая же задача и по каско, где мы контролируем 25% рынка.

— Жители России готовы к страхованию? Страховать не только жизнь, но и имущество, например?

— Страхование сегодня нуждается в популяризации. Посмотрите, что происходит в стране. В 2011 году у нас горела центральная часть России, в 2012 произошло огромное наводнение в Крымске, в этом году — аномальное наводнение на Дальнем Востоке.

Каждый год разрушительные природные явления наносят огромный ущерб имуществу граждан, компенсировать который вынуждено государство. Поэтому нужно сделать так, чтобы страхование стало нормой. Я считаю, что этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Нужна системная работа, по итогам которой у россиян появится понимание того, что они должны сами заботиться о себе и о своем имуществе. Я считаю неправильным, что государство каждый год решает проблемы пострадавших из собственного кармана.

— РОСГОССТРАХ сегодня — это не только страхование?

— Да, мы занимаемся еще и пенсионным страхованием. Сейчас у нас первое место по привлечению клиентов в НПФ и в следующем году мы планируем стать крупнейшим негосударственным пенсионным фондом в стране.

Что такое пенсионные накопления? Это инструмент для привлечения в экономику страны длинных денег, которые вкладываются в развитие инфраструктуры. Это то, чего сейчас так не хватает российской экономике. Именно на пенсионные деньги ВЭБ финансировал строительство объектов для Олимпиады в Сочи. Это те деньги, которые не нужно возвращать через год.

Это же определение касается и страхования жизни. Средний срок действия договора страхования жизни в нашей компании равен 12,5 лет. Какой банк может похвастать тем, что у него все депозиты открыты на такой срок? На самом деле, средний срок вклада даже до одного года не дотягивает.

— Насколько велик потенциал страхования в России? Можете для сравнения привести примеры из западной практики?

— Если посмотреть на последние 10 лет, то доля страхования в ВВП России упала в 2 раза и составляет сейчас порядка 1,2%. В западных странах этот показатель колеблется от 6 до 15%. Поэтому потенциал у этого сегмента экономики в России огромен, и рано или поздно мы должны приблизиться к показателям, характерным для западных стран.

— Системная работа по повышению уровня страховой культуры — это одно. А как вы смотрите на то, чтобы ввести обязательные виды страхования, тем самым сформировать привычку и развить добровольное страхование? Вы считаете такой путь приемлемым?

— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Конечно, часто есть желание сделать страхование обязательным, потому что это проще: ввел тарифную сетку и собирай деньги.

Но на сегодняшний день я считаю, что если обязательное страхование и должно быть, то только в отношении жилья — квартир и строений, потому что события последних лет показывают: государство тратит огромные средства на устранение последствий природных катаклизмов. Это бремя могли бы взять на себя страховые компании.

Что касается других видов страхования, то здесь, я считаю, мы должны проводить широкий образовательный процесс, инициатива которого должна исходить от государства. Чтобы у людей появилось понимание необходимости страхования, и не только в отношении «железного коня».

— А это не последствия осаго?

Думаю, нет. Когда человек совершает дорогую покупку, он хочет обезопасить себя от рисков. У нас риски могут возникнуть не только на дорогах, но и во дворе дома, где автомобиль могут повредить хулиганы.

— Игорь Анатольевич, оцените перспективы страхового рынка.

— Если честно, то я боюсь за рынок страхования в следующем году. Кризис чувствуется все сильнее, идет явное замедление темпов роста экономики. Вполне возможно, что в 2014 году рынок будет топтаться на месте, а если он вырастет на 5%, то это будет очень хорошо.

— На чем основаны ваши прогнозы?

— По роду своей деятельности мы тесно общаемся с представителями различных экономически активных слоев населения и бизнеса, государственных структур и имеем представление, что происходит в малом и среднем бизнесе, на крупных предприятиях. Особую тревогу сегодня вызывают промышленные производства. Из аналитических данных за первое полугодие видно, что многие из них снизили свою прибыль, а это значит, что сокращаются их финансовые возможности, в том числе в части затрат на страхование. Это уже напрямую влияет на нас.

"