Posted 21 июля 2014,, 06:12

Published 21 июля 2014,, 06:12

Modified 2 марта 2023,, 17:48

Updated 2 марта 2023,, 17:48

Банкиры хотят, чтобы клиенты сами доказывали, что не являются мошенниками

Банкиры хотят, чтобы клиенты сами доказывали, что не являются мошенниками

21 июля 2014, 06:12
Фото: Properm.ru
Новые поправки в Гражданский кодекс обяжут клиентов доказывать, что они не виноваты в пропаже средств с собственных карточек. Поправки пока обсуждаются в экспертном совете Госдумы.

Экспертный совет Государственной думы обсуждает поправки в Гражданский кодекс РФ, которые обяжут клиентов доказывать банку, что они не являются мошенниками. «Банк может быть освобожден от обязанности возместить убытки, если докажет, что совершение операции без согласия клиента-гражданина произошло вследствие нарушения порядка использования электронного средства платежа», — приводит текст поправок «Газета.Ru».

Впрочем, из этого правила предусматриваются исключения. Пострадавший получит деньги, если сможет доказать, что карточка была украдена, что он не смог предупредить банк о мошеннической операции в установленный законом срок по независящим от него причинам, либо что он физически не мог находиться в месте проведения платежа, но карточка не была при этом им утрачена. Таким образом, клиент будет вынужден сам искать доказательство своей непричастности к проведенному платежу, в то время как сейчас бремя доказательства лежит на банке.

Принятый в 2011 году закон «О Национальной платежной системе» содержит указание, что банки должны возмещать держателям банковских карт деньги, украденные мошенниками, а с 1 января 2014 года владелец карты имеет право больше не доказывать свою непричастность к спорным транзакциям. Правда, несмотря на это, клиентам по-прежнему нечасто удается вернуть свои деньги. Банки отказывают им в выплатах, отказываясь признать, что операция является мошенничеством.

На форуме banki.ru клиенты жалуются на то, что банки отказываются принимать у них заявления о мошенническом списании средств, отправляя клиентов в полицию, а сотрудники правоохранительных органов не умеют раскрывать такие преступления, прямо заявляя, что найти виновных или вернуть средства невозможно.

На все жалобы сотрудники некоторых банков рекомендуют купить страховку от мошенничества, стоимость которой в разных банках составляет примерно 600–800 рублей в год.

"