Posted 18 мая 2020,, 12:10

Published 18 мая 2020,, 12:10

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

Все переживают, что им отключают горячую воду. Просто о сложном: что такое «опрессовка» и зачем она нужна

18 мая 2020, 12:10
Сразу после майских праздников в социальных сетях появились эмоциональные сообщения о том, что отключили горячую воду. «Никогда такого не было, и вот опять», цитировали классиков разговорного стиля комментаторы. Properm.ru решили разобраться, почему необходимо проводить «опрессовку» и что представляет собой этот процесс.

Каждую весну и начало лета нас настигает история, связанная с важным словом «опрессовка». Вроде еще вчера снег лежал, а вот уже май, и опять, как и год назад, к нам во двор приходят суровые мужчины в «касках» — а нынче еще и в масках — и начинают раскопки. В яме появляется парёжка, потом пропадает, мужчины работают, потом еще две недели нет горячей воды. И так каждую весну: приходится ежеутренне принимать закаливающий ледяной душ или таскать тепленькую водичку тазиками. Некоторые любители комфорта приобретают электрические или газовые водонагреватели, а мы им завидуем.

На бытовом уровне процесс «опресовки» выглядит именно так. Что же происходит на самом деле, почему вдруг после каждого отопительного сезона надо проверять трубы давлением, и зачем эту пресловутую «опрессовку» делать, выяснял журналист Properm.ru.

Весна — дело тонкое

В этом году плановые гидравлические испытания теплосетей — в народе те самые «опрессовки» — начались с 12 мая, рассказали в ООО «Пермская сетевая компания» (входит в состав Пермского филиала «Т Плюс»). Раз от подачи теплоносителя уже «отключили» дома и нежилые здания, специалисты приступают к поиску «тонких мест» в теплопроводе. «Если этого не сделать по окончанию отопительного сезона — можно остаться без отопления в домах следующей осенью», — пояснил Properm.ru Олег Костенко, мастер участка тепловых сетей Группы эксплуатации №1 ОСП «Пермская» ООО «Пермская сетевая компания». В его «владеньях» в Свердловском районе сейчас проходит профилактика труб, по которым теплоноситель поступает в 384 многоквартирных дома и 22 социальных объекта.

Как проходит опрессовка?

С технической точки зрения, «опрессовка» — это проверка трубопроводов на плотность и прочность. Чтобы в холодное время года все работало как часы и люди оставались в комфорте, эту процедуру нужно делать обязательно и ежегодно. А чтобы не отключать отопление и горячую воду в ноябре, все работы выполняются весной-летом. Понятно, что быть без горячей воды две недели не очень приятно. Но лучше уж потерпеть немного сейчас, чем откладывать на зимний период.

Сначала ООО «Пермская сетевая компания» отключает участок тепловой сети, на котором необходимо провести опрессовку. Затем на этом участке отключаются все присоединенные внутридомовые сети. То есть специалисты управляющих компаний надежно отключают системы отопления зданий от наружных тепловых сетей на вводах в здания, ведь домашние радиаторы не выдержат давления, которое испытывают тепломагистрали. После этого в трубопроводы специальными помпами нагнетается давление больше рабочего. Под действием повышенного «напора» выявляются возможные дефекты, которые не возникали при обычном — рабочем давлении. В лучшем случае дефекты не образуются.

Именно в первом случае мы видим в своих дворах суровых мужчин, которые устраняют дефекты, появившиеся вследствие долгой зимней эксплуатации тепловых сетей. Если не начать делать это в мае, то попросту можно не успеть провести все необходимые приготовления к началу отопительного сезона. «Опрессовки» — не прихоть энергетиков, а необходимое условие для надежной подачи теплоресурсов.

В Перми каждый год нужно выполнить проверку 1520 км теплосетей различного диаметра. По закону, теплоснабжающая организация сообщает про начало «опрессовки» по вашему и другим адресам в управляющую организацию. А уже та обязана сообщить жителям, что в доме не будет горячей воды с такого-то по такое-то число.

«Опрессовка», или как мы уже знаем, гидравлические испытания, являются наиболее эффективным способом проверить надежность тепловых сетей перед зимним периодом, их готовность к несению необходимых нагрузок. Нормативный срок для отсутствия горячей воды — 14 дней. Но иногда управляющие компании не выдерживают этот период и не предупреждают жителей. Бывает, что сами увеличивают продолжительность отключения горячей для проведения своих работ на трубах внутри дома. Поэтому при отсутствии горячей воды в первую очередь нужно уточнять информацию в УК или ТСЖ.

Ну а что же сетевики, не задерживают разве сроки отключений? К сожалению, бывает, что задерживают. Причина одна: если на проверяемой сети обнаружилось большое количество дефектов. И теперь надо их все устранить, а то и новую трубу положить. Для этого согласуются дополнительные сроки отключений. И каждый день на счету — ведь жителям надо вернуть горячую воду как можно скорее.

Важно понимать, что «опрессовки» проходят одновременно как на всей протяженности «внешнего контура тепловых сетей», так и в домах на тепловых пунктах. Время проведения проверок на теплосетях синхронизировано с работами на теплоисточниках и внутридомовых сетях. Это сделано в интересах жителей, чтобы минимизировать перерывы в подаче горячей воды.

Одновременно с тем как на ТЭЦ проходит подготовка оборудования, проводится опрессовка наружных тепловых сетей, также ремонтируются и внутридомовые системы и тепловые пункты. Если какой-то из трех видов работ не выполнить в этот период времени, то потом потребуется вновь отключение горячей воды, что создаст дополнительные неудобства для горожан.
Кстати, если две недели в вашем доме не было горячей воды и ничего не происходило — это не значит, что работы не производились. Просто поблизости с вашим домом сети находятся в хорошем состоянии. А суровые мужчины работали где-то во дворах неподалеку.

Но не всегда горячей воды нет из-за работ ООО «ПСК». В Перми более десятка организаций, занимающихся транспортировкой теплоэнергии, такие, как, например, ПМУП «ГКТХ». И они точно так же должны «опрессовать» свои сети вовремя, чтобы подача теплоресурса могла быть возобновлена. Поэтому период отключений может быть дольше, но не из-за ресурсоснабжающей организации.

В случае, если после завершения гидравлических испытаний, подача горячей в вашей квартире не возобновилась, об этом необходимо сообщить в организацию, обслуживающую ваш дом. Также жители могут обратиться в центральную диспетчерскую «Пермской сетевой компании» по телефону +7 (342) 243–72–99.

"