Posted 23 января 2018,, 12:05
Published 23 января 2018,, 12:05
Modified 2 марта 2023,, 14:38
Updated 2 марта 2023,, 14:38
Прежде чем говорить о результатах независимой оценки, стоит объяснить, что это такое и зачем она проводится. Как отметила исполнитель оценки директор Центра «ГРАНИ» Светлана Маковецкая главными экспертами в исследовании стали пациенты, а объектом — среда, в которой оказываются медицинские услуги.
«Независимая оценка позволяет получить данные, которые может предоставить только потребитель. Это доступность информации, комфорт, состояние здания медицинского учреждения внутри и снаружи, доброжелательность персонала, и общая оценка качества предоставленных услуг. Мы не узнавали у пациента понравилось ли ему лечение и правильно ли его лечили, однако мы спрашивали, было ли понятно, что сказал врач», — комментирует проделанную работу эксперт.
По словам учредителя фонда «Дедморозим», председателя Общественного совета при Министерстве здравоохранения Пермского края Дмитрия Жебелева, после проведения таких проверок возникает два негативных момента. Первый, у профессионального сообщества — «Кто вы такие, у вас нет соответствующего образования?» Второй, у жителей края, — «Ну, конечно, знаем мы ваши независимые оценки. Сами себя оценили, сидите и радуетесь». Однако общественник заверил, что проведенная работа была действительно независимой.
Отдельно общественник акцентировал внимание на том, что независимая оценка — это не карательный инструмент, а помощник для главных врачей и сотрудников больниц.
По словам министра здравоохранения Пермского края Дмитрия Матвеева, независимая оценка позволяет смотреть шире на работу больниц, опираясь не только на данные о качестве оказания услуг, но и на мнение самих жителей.
«Две эти оценки могут не совпадать в результатах или быть противоположны. Например, мы видим, что какая-то больница лечит правильно, современными методами, но в рейтинге комфортности, доступности и понимания со стороны пациентов она может находиться в самом низу, либо наоборот. С помощью независимой оценки мы лучше понимаем в каком направлении нужно двигаться, чтобы подтянуть наши учреждения», — уточнил руководитель ведомства.
Что искали и что нашли?
Независимая оценка проходила с 15 октября по 15 ноября 2017 года. Всего проверили 143 поликлиники, 101 стационар и восемь станций скорой помощи. Всех оценивали по пяти основным критериями, установленным Минздравом России, и трем дополнительным параметрам, которые предложил Общественный совет при Минздраве Пермского края.
Критерии оценки:
В общей сложности было опрошено 2977 пациентов, каждый из которых заполнял специальную анкету, в которой мог оставить комментарии по поводу работы медучреждения. При этом исследователи опирались не только на слова пациентов, но и сами проводили «контрольные закупки».
Жители региона оказались особенно недовольны:
Несмотря на это общая картинка выглядит позитивно. Подавляющее большинство опрошенных высоко оценили работу больниц по всем критериям.
Такой результат руководитель исследования объяснила тем, что в основном в независимой оценке отражено мнение «молчащего большинства».
Логическим заключением проделанной работы стали две вещи: рейтинг медицинских организации и список рекомендацией для каждого учреждения. При этом, как утверждает глава минздрава Прикамья, важнее все-таки не присвоенные баллы, а изменения, которые будут происходить в больницах на основании полученных рекомендаций.
Также он отметил, что по оценке жителей качество работы поликлиник уступает стационарам. По словам министра, это связано с нагрузкой на медучреждения — в Пермском крае на 100 человек населения приходится около 20 госпитализаций и около 1000 обращений в поликлинику. Однако, несмотря на это краевой минздрав намерен улучшить уровень обслуживания в поликлиниках в ближайшие два года.
«По поручению губернатора к 2020 году мы должны полностью привести в порядок амбулаторное звено — отремонтировать здания поликлиник, решить проблемы с укомплектованностью кадрами и разрывом зарплат между врачами стационаров и поликлиник, а также построить ФАПы там, где это необходимо», — сообщил министр.
Дмитрий Жебелев считает, что если к работе по улучшению качества обслуживания в больницах подключится общественность, то процесс пойдет быстрее.
«Изменения — это всегда долго. Поэтому, где возможно, учреждениям нужно помогать. Общественным советом организована рабочая группа, но одни мы не справимся. У многих больниц есть такие же общественные или попечительские советы. Они могут просто брать рекомендации и работать по ним, это готовый план действий», — отметил общественник.
По мнению Светланы Маковецкой, есть большая вероятность, что проделанная работа покажет позитивный результат. Об этом говорят изменения, которые произошли в некоторых учреждениях, после независимой оценки 2014 года. Например, Косинская ЦРБ поднялась с 85 места на 35, Городская больница Лысьвинского городского округа поднялась на первое место с 35 позиции, а Пожвинская участковая больница переместилась с 34 места на четвертое.