Posted 4 февраля 2020,, 04:05

Published 4 февраля 2020,, 04:05

Modified 29 мая 2023,, 09:12

Updated 29 мая 2023,, 09:12

Вот тебе доктор, и Юрьев день. Целевой набор врачей в Прикамье терпит фиаско

4 февраля 2020, 04:05
Минздрав Пермского края делает геркулесовы усилия, чтобы выпускники медучреждений шли трудиться в государственные клиники Прикамья, в том числе отправлялись работать в отдаленные города и веси региона. Но пока эта политика напоминает сизифов труд. Многие студенты, которые учатся по контракту, за счет бюджета, даже готовы вернуть alma mater сумму, затраченную государством на их обучение, лишь бы не ехать в какую-нибудь забытую богом поликлинику или фельдшерско-акушерский пункт.

Врачи «бегут» из региона

По информации министра здравоохранения Прикамья Оксаны Мелеховой, сейчас в Пермском крае работают около 9,9 тыс. врачей и почти 20,9 тыс. медицинских работников со средним профессиональным образованием. В 2019 году в государственные учреждения здравоохранения Западного Урала принято 772 врача, в том числе 200 обладателей диплома Пермского государственного медицинского университета (ПГМУ), а также почти 1,6 тыс. средних медицинских работников, включая 285 выпускников медицинских училищ Пермского края.

Весьма любопытно возрастное соотношение: каждый четвертый врач и средний медицинский работник — это молодые специалисты в возрасте до 36 лет. Однако доля людей пенсионного возраста среди врачей составляет 25%, а среди среднего медицинского персонала — 19%. Здесь становится понятно, почему основной причиной увольнения докторов из бюджетных больниц региона в 2019 году стал именно выход на пенсию (24% ушедших). Другая весомая причина увольнений (17%) кажется весьма странной — «по семейным обстоятельствам». Можно, конечно, предположить, что переработки и не всегда вежливые пациенты доводят медиков до нервных срывов, и это сказывается на их домашнем благополучии, но, скорее всего, эту «галочку» медики часто ставят в документах, если не хотят называть истинную причину своего прощания с региональными больницами.

Например, трудоустройство в частную клинику причиной ухода из бюджетной системы назвали в 2019 году только 9% уволившихся. Наконец, третья по значимости причина увольнения врачей — переезд в другой регион. Кстати, на заседании бюджетного комитета Заксобрания депутаты рассказывали, из опыта своего личного общения с медиками, что многие выпускники ПГМУ предпочитают уезжать, например, на юг, прежде всего, в Краснодарский край. Притом — при вполне сопоставимой заработной плате, видимо, просто потому, что там «теплее, и отношение другое».

«Дефицит — по всем специальностям»


Кстати, еще раз о заплате докторов Пермского края, которая, по сведениям Минздрава, составляет сегодня около 60 тыс. рублей (понятно, что речь идет о «средней температуре по зарплате»). Высокий уровень заработка подвергают сомнению активисты профсоюза «Альянс врачей Пермского края».

«В последнее время в пермской медицине становится нормой такое явление, как постоянные переработки, низкие заработные платы, а наиболее острой проблемой 2019 года стал дефицит кадров, — отмечают «союзники» на своей странице в Фейсбуке. -…А почему же местные власти не говорят о том, что происходит постоянный отток специалистов из бюджетных организаций: кто-то уходит на пенсию, кто-то из хороших, опытных врачей «мигрировали» в частные клиники. Или, например, то, что важнейшая причина острого дефицита врачей — низкие зарплаты медиков на фоне сверхдоходов административного персонала? Важно еще также отметить, что по данным ИА REGNUM, из 207,8 млн рублей, заложенных в здравоохранение региона на привлечение медицинских кадров в 2019 году, израсходовано только 8 млн рублей (3,9%)».

Как признала в своем выступлении на комитетах Заксобрания Оксана Мелехова, Пермский край испытывает дефицит врачей практически по всем специальностям. В наибольшем дефиците — анестезиологи-реаниматологи, педиатры, терапевты, рентгенологи, хирурги.
Если взглянуть на территории, наибольший дефицит докторов наблюдается в крупных городах региона: Перми, Березниках, Кунгуре, Чайковском, Кудымкаре, Краснокамске, Соликамске. Практически отсутствует дефицит врачей в Оханске, ЗАТО Звездный, Юрлинском, Еловском, Сивинском, Бардымском районах. Но это, конечно, сугубо статистический «фокус» — ведь ясно, что чем меньше жителей, тем меньше требуется планового медперсонала. Но, можно предположить, что жителю Оханска, Барды или Елово, при необходимости, так же непросто попасть к узкому специалисту, как и пермяку.

Выпускники желают «вольную»

Для привлечения и удержания региональных медработников в Прикамье действует целый набор «специальных мер». В том числе: целевое обучение; программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер»; оплата стоимости учебы в ординатуре за счет денег краевого бюджета (проект «Краевая ординатура»); целевая подготовка фельдшеров. Чтобы доктора пришли на вакантные места, им выплачивают немалые «подъемные» из местных бюджетов. Например, администрация Соликамска дает вновь трудоустроенному врачу 400 тыс. рублей, пермская городская клиническая больница № 4 — 3 млн рублей. Можно себе представить, насколько «приятными» должны быть условия труда, если даже при таком «подмасливании» молодые врачи не желают идти в систему под руководством краевого Минздрава. Обратите внимание, последние годы число участников программ снижается.

Одним из главных направлений подготовки кадров для западноуральской системы здравоохранения стало целевое обучение. По сути, это государственное распределение, как в советские времена, «поддержать необходимое количество специалистов в отрасли, и выровнять кадровый дисбаланс между краевым центром и территориями».

— Все, кто учатся в рамках целевой подготовки, ежемесячно получают за счет краевого бюджета стипендии в размере 1,6 тыс. рублей (студенты) и 5,5 тыс. рублей (ординаторы), — сообщила Оксана Мелехова парламентариям. - Общая сумма выплат целевым студентам и ординаторам в 2019 году составила 27,6 млн рублей. Обязательным условием целевой подготовки является обязанность будущего врача отработать в учреждении здравоохранения, указанном в договоре о целевом обучении, не менее трех лет.

Количество ординаторов, которые учились по договорам о целевом обучении: в 2017 году равнялось 112, в 2018 — 111, в 2019 — уже более 140 человек (69,5% от общего числа бюджетных мест в ординатуре ПГМУ). При этом в медицинские учреждения Пермского края в минувшем году трудоустроились всего 79 врачей, учившихся в рамках целевой подготовки. Для того, чтобы избавиться от нелюбезной сердцу «повинности» часть «целевиков», как пояснила глава краевого Минздрава, возвращают государству всю сумму, выделенную из бюджета на их обучение, вместо того, чтобы трудиться в какой-нибудь захолустной поликлинике по договору. Однако, впечатление такое, что чиновники краевого медицинского ведомства хорошо знакомы с историей отмены «выхода» крестьян в Юрьев день в средневековом русском государстве, и потому ясно представляют себе, в каком направлении следует действовать далее.

- Сейчас принимается решение об увеличении платежа: такие выпускники (не пожелавшие отрабатывать по договору — Properm.ru) будут компенсировать не только стоимость обучения, но и выплаченные стипендии, — сообщила Оксана Мелехова депутатам на заседании бюджетного комитета Заксобрания.

Это заявление, судя по всему, произвело сильное впечатление на парламентариев. Однако многие комитетчики принципиально усомнились в эффективности системы целевого набора. И дело тут отнюдь не в явных, притом не вполне приятных, исторических ассоциациях. Просто, «целевики», даже если решительно не давать им «вольную», начнут работать в здравоохранении только по окончании учебы, через шесть лет. А закрывать проблему с дефицитом кадров нужно уже сейчас, хотя пока никому неясно, как это можно и нужно делать.

Кроме того, ужесточение условий договора для «целевиков» приведет к тому, что абитуриенты попросту не станут поступать по целевому набору — наверное, если уж говорить об исторических аналогиях, тоже возьмут пример с древнерусских крестьян, которые, в ответ на запрет уходить от помещика в Юрьев день, массово «ударились в бега».

Анатолий Москвин для Properm.ru

"