Posted 20 марта 2020,, 06:00

Published 20 марта 2020,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 16:15

Updated 2 марта 2023,, 16:15

Ни лекарств, ни техники. Медицину Прикамья раскритиковали Росздравнадзор и счетная палата

20 марта 2020, 06:00
По результатам внеплановых проверок больниц Прикамья в 2019 году нарушения обнаружены в 90% медучреждений. А Контрольно-счетная палата Пермского края нашла еще 60 нарушений на общую сумму почти 250 млн рублей. Есть проблемы с медицинской техникой и лекарствами.

Сейчас львиная доля всех проверок Росздравнадзора приходится на внезапные. Например, в 2019 году, по распоряжению федерального правительства, внепланово были проверены психоневрологические интернаты. Проверки также устраивались по требованию прокуратуры и обращениям (в том числе массовым) недовольных качеством лечения жителей.

В частных больницах — не лучше?

С точки зрения специалистов Росздравнадзора, одна из существенных проблем в работе больниц — отсутствие медоборудования, которое, согласно внутренним документам, просто «обязано» быть в том или ином отделении поликлиники или стационара. Ясно, что без нужных приборов невозможно ни грамотно поставить диагноз пациенту, ни назначить и провести лечение. На профессиональном языке это называется «нарушением порядков оказания медицинской помощи». И в этой части наибольшее число нарушений приходится на такие профили как акушерство и гинекология, хирургия, анестезиология и реаниматология, кардиология, неврология, офтальмология.

Только в четвертом квартале 2019 года ТО Росздравнадзора проверил 61 лечебное учреждение, выявив при этом 165 нарушений. То есть, в среднем в каждой проверенной медицинской организации «нашлось» больше двух несоответствий нормативам. Из общего числа проверенных больниц, 62% — это частные клиники (для сравнения, в третьем квартале — 47%, втором — 33%, первом — 43%).

В частных больницах также замечаются симптомы неблагополучия, в том числе по обеспеченности техникой. Во всяком случае, число жалоб жителей Прикамья на частную медицину за последние годы тоже выросло, включая медучреждения, которые лечат за счет денег системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Причем недовольство пациентов вызывает не только качество лечения (которое чиновники упорно именуют «оказанием медицинской услуги»), но и «навязывание» дополнительных услуг и сервиса, которые не оплачиваются системой ОМС — а значит, посетители должны раскошеливаться сами.

Не в порядке документы, и «не те» медикаменты

Немало нарушений Росздравнадзор обнаружил и в «лекарственной» сфере. Зафиксированы случаи назначения медикаментов врачами в нарушение инструкций по их применению, явных противопоказаниях, диагнозах, которые не соответствуют назначенным препаратам. Есть случаи использования просроченных лекарств, нарушения при их хранении и разведении для инъекций. В самом «безобидном» случае для пациента это может привести к отсутствию лечебного эффекта. Но, конечно, такая «небрежность», если назвать это мягко, способна сильно навредить больному.

Например, в ходе одной из проверок, согласно докладу руководителя краевого Росздравнадзора Юлии Нефедовой, выяснилось, что для лечения ребенка в одной из клиник Прикамья неоднократно применялось лекарство с серьезными ограничениями и противопоказаниями. Кроме того, препарат разбавлялся в нарушение инструкции. В результате, ребенок умер. Информация по этому делу сейчас закрыта до окончания следствия. Но из документов можно понять, что подобный случай не один. Только за четвертый квартал 2019 года, «внесена информация о двух летальных реакциях».

За три последних месяца эксперты зафиксировали 12 нарушений обязательных требований законодательства в сфере обращения лекарств. Из них больше трети касаются правил хранения. Среди прочего, нарушается влажностный и температурный режим, просроченные лекарственные препараты хранятся вместе с остальными, что строго запрещено. Половина выявленных нарушений приходится на нарушения при отпуске и продаже лекарств.

Медтехника без дела

Как говорится в докладе пермского управления Росздравнадзора, в октябре-ноябре прошлого года, «поступило 10 сообщений, включая повторные, о нежелательном событии или риске инцидента, при использовании медицинских изделий». Из них в девяти случаях речь идет о медизделиях зарубежного производства, и, надо полагать, сделанных отнюдь не самыми надежными фирмами. Основная проблема таких изделий — технические неисправности, которые, могут стать причиной нанесения вреда здоровью пациентов. Восемь проверок последних трех месяцев 2019 года обнаружили использование семи незарегистрированных медицинских изделий, а также применение 27 наименований просроченных медицинских устройств и материалов.

В качестве примера Юлия Нефедова рассказала о применении поддельных одноразовых зажимов (зажим — хирургический инструмент, для пережатия кровеносного сосуда — ред.) что, по ее словам привело «к некачественному оказанию медицинской помощи», в том числе с летальным исходом. При этом конкретную клинику руководитель Росздравнадзора не назвала.

Согласно результатам «синхронной» проверки КСП в 2019 году медицинское оборудование, закупленное, например, для оказания клиниками Прикамья паллиативной медицинской помощи на сумму 45 млн рублей (372 единицы из 458, поставленных в больницы, где побывали краевые ревизоры) — вообще не используется по назначению. Другая часть используется в подразделениях, не оказывающих паллиативную помощь. В ряде случаев дорогостоящее оборудование, вообще было не распаковано, не имело инвентарных номеров и оказалось лежащим в подвалах или пустующих комнатах.

При этом, как отмечают ревизоры Контрольно-счетной палаты, «Минздравом Пермского края (при подготовке к закупкам для оказания паллиативной помощи) не учитывалось наличие имеющегося оборудования в учреждениях здравоохранения, и не запрашивалась потребность в нем». Можно только предположить, что если такой «порядок» царит только в сфере оказания паллиативной помощи, то и по другим направлениям порядок не наблюдается.

У некоторых больниц попросту нет договоров на техническое обслуживание медтехники. Разумеется, это не позволяет вовремя диагностировать и чинить дорогостоящие приборы, приводит к тому, что они месяцами стоят без дела, а посетители поликлиник «посылаются» докторами на аналогичный осмотр в какое-нибудь другое, порой весьма отдаленное, лечебное учреждение.

Кстати, только за 4 квартал 2019 года инспекторами Росздравнадзора в Пермском крае составлено 26 протоколов об административном правонарушении. Общая сумма штрафов перевалила за миллион рублей. Но, похоже, что одними штрафами и судами ситуацию в здравоохранении Прикамья исправить нельзя. Возможно, со стороны региональной власти, краевого Минздрава нужно сделать систему здравоохранения — на уровне отдельных клиник, — более «прозрачной» и контролируемой для общественников и пациентов. Иначе год от года депутаты по-прежнему станут заслушивать «невеселые» отчеты о ситуации в прикамской медицине, а инспекторы Росздравнадзора, несмотря на все свое старание, будут лишь разводить руками.

Постфактум, с удивлением…

Случаи смерти ребенка и пациентов хирургии в результате использования некачественных зажимов — факты столь вопиющие, что впору спросить: почему в Пермском крае об этом никто ничего до сих пор не слышал, и какие меры приняты Росздравнадзором по этим конкретным случаям?

Желая выяснить детали, редакцией Properm.ru был сделан запрос в ведомство на имя руководителя территориального органа Росздравнадзора Юлии Нефедовой, с просьбой подтвердить прозвучавшие в ее докладе факты, и сообщить подробности (разумеется, без указания фамилий пострадавших).

Нефедова подтвердила, что случай летального исхода при лечении ребенка из-за нарушения инструкции по применению лекарства, действительно, «имел место в стационаре государственного медицинского учреждения». Но только не в 2019, как можно было бы подумать (хотя сама по себе информация для депутатов не была «привязана» к определенному периоду), а в 2018 году. Информация об этом случае была направлена Росздравнадзором в Следственное управление СК РФ по Пермскому краю.

А вот в отношении печальной «хирургической» истории ответ несколько удивляет. «В городах Пермского края летальных случаев от применения фальсифицированных хирургических зажимов не было, — говорится в ответе на запрос редакции. — Этот факт имел место в Северо-Кавказском федеральном округе в 2016 году».

Возникает вопрос: зачем в информации Заксобранию Прикамья — «О деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю» — приводить пример едва ли не пятилетней давности, да еще «из жизни» иного региона и даже другого федерального округа?

Надо понимать, что депутаты и журналисты вполне искренне думали, что в информации руководителя западноуральской структуры вся информация, во-первых, «свежая», во-вторых — касается исключительно Пермского края. В итоге, политики и пресса могли «поднять шум», привлекая внимание своих коллег и общественности к случаям, о которых было сказано с парламентской трибуны. В этой части хотелось бы пожелать руководителям ведомств с большим тщанием готовиться к публичным выступлениям и приводимым «ярким» примерам, чтобы они не стали поводом к беспочвенным и ненужным «сенсациям».

Анатолий Москвин для Properm.ru

"