Posted 24 сентября 2020,, 08:01

Published 24 сентября 2020,, 08:01

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

«В скорой сказали, что к нам не поедут». В Прикамье нет официального регламента помощи при COVID-19

«В скорой сказали, что к нам не поедут». В Прикамье нет официального регламента помощи при COVID-19

24 сентября 2020, 08:01
Ольга Седурина
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Редакция Properm.ru собрала жалобы пермяков, обращавшихся за медицинской помощью при симптомах коронавирусной инфекции. К пациентам отказывается приезжать скорая, теряются результаты тестов и не выписываются больничные. О жалобах знают в региональных Минздраве и Роспотребнадзоре, но система здравоохранения не работает.

Врачи без СИЗов и жалоба в Роспотребнадзор

COVID-19 перенесла вся семья Елены. Перед началом учебного года отец свозил детей в отпуск и в первый день после возвращения почувствовал себя плохо. «Мы решили, что это акклиматизация или аллергия — один день отлежался и дискомфорт прошел. Но через сутки ему стало хуже, после чего в частной клинике сдал ПЦР на COVID-19 и сделал КТ, нашли острый бронхит, тест был отрицательный и мы успокоились», — рассказала Елена.

Спустя десять дней симптомы мужа повторились у Елены, а через сутки дочь-подросток упала в обморок. Пришедший анализ крови дочери говорил об остром течении серьезного инфекционного заболевания. В тот же день женщина и дети ощутили самый распространенный симптом COVID-19 — полную потерю обоняния. После чего они обратилась уже к государственной медицине — вызвали скорую.

«Я уже понимала, что давно являюсь носителем вируса. У мужа повторные ПЦР и КТ положительные. Позвонила в минздрав на «горячую линию». После этого ко мне домой приехали одновременно две бригады. Обе не были в «ковидной форме», одна была терапевтическая, другая педиатрическая. Я их предупредила, что они приехали к ковидному пациенту. Ни та, ни другая бригада об этом не знала. Сказали, что они — неотложка, которым дали сигнал выехать к пациенту», — рассказала Елена.

По словам женщины, приехавшие врачи пояснили, что не надевают СИЗы потому, что уже переболели коронавирусом. Педиатрическая бригада брать мазок у дочери отказалась, поскольку с собой не было необходимого оборудования. Женщина подписала отказы на госпитализацию. «Я не уверена в оснащенности инфекционной детской больницы на ул. Соловьева. Я раньше лежала там с ребенком. Там ужасные условия», — сказала Елена медикам. Тест на COVID-19 у девочки взяли на следующий день, он показал положительный результат. В КТ-обследовании женщине и детям отказали, в результате все обследования семья проходила в частной клинике, у матери обнаружили стадию внебольничной ковидной пневмонии КТ1 с 5% поражением.

Ни через три, ни через пять дней информацию о результатах своего мазка женщина получить не смогла — о нем в поликлинике не было никаких сведений. Более того, Елена обнаружила, что больничный лист приезжавший по вызову врач открыть «забыла». Позже в медучреждении женщину обвинили в «нарушении режима», хотя ковидной система здравоохранения ее не считала — выяснилось, что лежавшая с высокой температурой и контактная с коронавирусными пациентами Елена должна была прийти на прием к врачу в поликлинику.

В результате многочисленных звонков по инстанциям пациентке стало известно, что взятый мазок оказался отрицательным. Ситуацию разрешил тест на антитела в частной лаборатории (он показал высокое число антител) и обращение на горячую линию Роспотребнадзора в поисках ответа на вопрос, зафиксирован ли пациент как ковидный, и каким числом открыт больничный лист.

После чего женщину в поликлинике попытались снова уличить в нарушении режима — прогулках по медучреждениям в нарушение санитарных регламентов. И отказались закрывать больничный, несмотря на то, что у дочери повторные тесты показали уже отрицательный результат и она была перенесена в категорию «выздоровевших».

По данным на 23 сентября в базе данных ФСС больничный Елены все еще числится «не закрытым».

Итого: четыре заболевших, количество учтенных — два?

Тест не готов? Закрываем больничный

Когда в июне у Анны заболел муж, он лечился сам и не вызывал врачей — у мужчины ИП и он выбрал работу удаленно. У мужчины все симптомы болезни прошли за один день, но через три дня у Анны поднялась температура и она обратилась в поликлинику по месту жительства. Поскольку градусник показал 37,3, женщину пригласили на прием в кабинет неотложной помощи, где выписали больничный с диагнозом ОРВИ. Еще через сутки у Анны пропало обоняние и вкус и у женщины взяли тест на COVID-19.

«Еще через день пришел врач, потому что я на больничном нахожусь, она, не смотря на еще не готовый тест, готова была меня списать с больничного, потому что у меня больше никаких симптомов. Я говорю: «Меня на работу не пустят без теста», — «Тогда сидите, пока тест не придет». Приходит положительный тест. После него уже более менее стандартная схема: Роспотребнадзор взял у меня все контакты, каждый день приходил врач. Еще два теста взяли. Резльтаты тестов ждали очень долго. Первый тест сделали за шесть дней, второй был готов за десять дней, третий за 12 дней», — рассказала Анна.

Кроме попытки выписать на работу до получения результатов теста, у женщины нет никаких вопросов к оказанию медпомощи. Участковая врач и завполиклиникой ежедневно интересовались состоянием здоровья семьи, которая получала лечение и болела в легкой форме.

Итого: два заболевших, количество учтенных — один.

Девушка без адреса

Еще одна пермячка по имени Наталья проходит эпопею лечения коронавирусной инфекции сейчас. Здесь также заболела вся семья, сначала симптомы появились у мужа, через сутки у самой женщины. Высокая температура держалась один день, потом пропало обоняние и больные начали вызывать скорую помощь. Семья живет в частном секторе между Верхней Курьей и Гайвой. Оказалось, что по одним данным они относятся к Мотовилихинскому району, по другим — к Орджоникиздевскому. Женщина трижды звонила по номеру «103» и всякий раз попытка заканчивалась выяснением принадлежности адреса. «В итоге на третий звонок мне нахамили, бросили трубку, сказали: «Какие тесты? К вам никто не поедет», — сообщила Наталья журналисту Properm.ru.

После этого женщина начала звонить на горячую линию Роспотребнадзора, телефон не отвечал и женщина написала в твиттер ведомства. «Там ответили: теперь уже Роспотребнадзор берет трубки, можете им звонить». По телефону ответили: «Вы что, дозванивайтесь до скорой. Это их обязанность приехать и оказать помощь». А то мы не знали. В итоге я спросила: «Вы что, предлагаете снова им дозваниваться?», — «Да, дозванивайтесь, пусть они к вам едут». Я звоню еще раз в скорую помощь: «Хорошо, давайте я еще раз запишу ваш вызов», и спросили: «А почему вы не объяснили, где вы находитесь». Я говорю: «Я объясняла три раза, все равно никто не приехал», — эмоционально рассказала Наталья.

В результате скорая появилась в доме в полночь. Медики осмотрели только женщину, мазки на ПЦР не взяли, спросили у мужчины симптомы и сказали «мы сообщим больнице ваши данные, но даже не знаем, кто к вам сюда поедет». Пояснить, какую службу будут представлять следующие медики, не смогли. В результате больше никакие бригады так и не приехали, она и муж записались на компьютерную томографию и тесты на коронавирус в частную клинику. КТ показало поражение на стадии КТ1. Кроме этого выезда семья ничего не планирует, в магазины и на прогулки за пределы двора не выходит и полностью самоизолировалась дома.

Итого: два заболевших, количество учтенных — ноль.

Вам нужно, вы анализы и сдавайте

«Мы думали, что как только появится положительный тест, к нам приедут. Москвичи рассказывают, что к ним приезжают в скафандрах, выдают предписание, ставят приложение на телефон, чтобы контролировать. А у нас, такое чувство, что вообще никому ничего не надо. Это все на совести самого человека. Насколько каждый сознательный — только на этом все держится. У меня много друзей, у которых была ОРВИ, у них тоже отказывались брать тесты, потому что нет явных симптомов коронавируса», — рассказала редакции Properm.ru пермячка Наталья.

В остальном история Натальи и ее мужа повторяет рассказанное другими пермяками. Первым заболел ее муж, потом сама женщина. Вызвали медиков, ПЦР взяли, но тесты показали отрицательные результаты. После чего сдали в частной клинике, где иммуноферментный анализ выдал значительное число антител. В лаборатории сказали, что передадут результаты в Роспотребнадзор и по месту жительства, но никто не перезвонил Наталье и не сообщил, нужно ли семье уйти на карантин. После этого женщина обратилась в поликлинику сама.

«Они сказали: «Мы с вами свяжемся». Уже две недели муж сидит дома и не знает, в какой момент идти на работу. Ему сказали: «Сидите, никуда не ходите, соблюдайте самоизоляцию». Никакой документ он не подписывал, на работе ему логично говорят не приходить. До какого момента ему не приходить? Ему не делают повторный анализ сейчас, говорят: «Вам надо, вы и делайте платно». КТ ему тоже отказались делать бесплатно. Они говорят, что нет симптомов, чтобы сделать КТ бесплатно. Он делал за 3 тысячи сам, чтобы убедиться, что у него нет изменений легких», — сообщила Наталья.

Итого: 2 заболевших, количество учтенных — неизвестно.

Без регламентов и карт

Как пояснили Properm.ru в региональном управлени Роспотребнадзора, медицинская помощь пациентам с коронавирусной инфекцией в Пермском крае оказывается согласно рекомендациям федеральных Минздрава и Роспотребнадзора, «но какого-то единого четкого регламента, через сколько дней брать тест и сколько дней понадобится на его изготовление, нет». В открытых источниках есть только приказ регионального минздрава «О временном порядке работы мобильных бригад в очаге новой коронавирусной инфекции COVID-19 и при подозрении на заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией COVID-19». Он описывает, как медики должны экипироваться в средства индивидуальной защиты и как брать мазки у пациентов.

В региональном управлении Роспотребнадзора пояснили, что диагностика COVID-19 осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597–20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» и временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)».

А вот официального регламента, описывающего процесс оказания медпомощи пациентам с подозрением на коронавирус и предусматривающего межведомственное взаимодействие, в Пермском крае нет. Как рассказал журналисту Properm.ru первый замминистра здравоохранения Евгений Рожнев, это якобы невозможно юридически.

«Простому человеку разобраться непросто, с этим я соглашусь. В основе нормативно-правового регулирования у нас используются нормативные документы о принципах организации взятия мазков на федеральном уровне. Это раз. Второе: постановление главного санитарного врача РФ, третье: это методические письма Минздрава РФ, а так же письма федерального фонда медстрахования, которые определяют особенности финансирования медицинской помощи. Безусловно, это все документы федерального уровня. Мы не можем давать разъяснения существующим нормативным федеральным актам. Мы можем тиражировать то, что велено, в информационном пространстве. Мы не можем давать собственные толкования», — говорит об особенностях пермского нормативного регулирования Рожнев.

Евгений Рожнев, первый заместитель министра здравоохранения Пермского края: — Человек считается контактным после признания его контактным службой Роспотребнадзора. Если вы считаете, что вы должны быть исследованы, но у вас нет этого предписания, значит, это ваша точка зрения.

По словам чиновника, хаос в оказание медпомощи вносят «определенный страх и желания пациентов» — по сути, по мнению чиновника, завышенные требования больных, желающих знать, когда и кто к ним приедет взять мазок и отправит на КТ. По словам Рожнева, именно Роспотребнадзор определяет круг контактных лиц для проведения мазка в своих постановлениях. Если пациент не попал в документ, даже если живет в одной квартире с заболевшим, то и не будет обследован.

Исходя из федеральных рекомендаций, попавший в круг контактных лиц пациент в первый раз будет обследован за счет федерального бюджета в лаборатории регионального «Центра эпидемиологии и гигиены». Далее, если человек признан официально заболевшим, мазок берется для диагностики — за счет средств ОМС. В иных случаях — любые не получившие предписание эпидемиологов граждане, прибывающие из-за рубежа или получившие требование от работодателя — сдают все тесты за свой счет в частных лабораториях.

Однако, в отличие от Прикамья, в других регионах локальные нормативы есть.

В Москве действует «Временный порядок организации амбулаторной медицинской помощи (на дому) пациентам с острыми инфекционными респираторными заболеваниями, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)», введенный приказом №488 руководителя Депздрава Москвы. Он четко описывает все действия врачей, все сроки и регламенты, например, ведение пациентов с вирусной пневмонией по данным КТ, но с отрицательным ПЦР, и размещен в открытом доступе департамента здравоохранения (с изменениями, введенными приказом №603). Аналогично, в Кузбасе прописан подобный регламент и создан единый «Эпидрегистр», в котором больницы, поликлиники, Роспотребнадзор и ФОМС могут видеть в онлайн режиме информацию о каждом пациенте.

По словам Рожнева, все зависит от бюджета системы здравоохранения. «Сравнивать субъект с субъектом сегодня некорректно. Во-вторых, принципы финансирования системы здравоохранения, в том числе с точки зрения развития информационных моделей, момент развития приложений — это зависит от бюджета», — говорит Рожнев.

Кого накроет вторая волна

Сейчас в Пермском крае медики фиксируют рост заболеваемости, как коронавирусной инфекцией, так и другими ОРВИ. «Сегодня растет не только коронавирусная инфекция, но и ОРВИ, пневмонии. Говорить о «второй волне» COVID-19, мне кажется, не совсем правильно, идет естественное развитие уже существующего эпидемического процесса. Рост обусловлен, прежде всего, сезонностью, свойственной коронавирусной инфекции, также относящейся к группе ОРВИ. Ежегодно в осенний период мы наблюдаем интенсивный рост заболеваемости ОРВИ, он связан с социальным фактором: начало учебного года, формирование новых коллективов: группы в детских дошкольных учреждениях, школах, вузах, приезжают студенты с каникул из различных территорий. Идет фактор перемешивания, который существенно активирует путь передачи», — рассказала журналисту Properm.ru профессор, эпидемиолог Ирина Фельдблюм.

Эксперт говорит, что в начале эпидемического процесса тотальное тестирование на коронавирус было важно для изучения новой инфекции — выявления очагов, путей распространения. Сейчас лабораторное подтверждение COVID-19 у пациентов, важно в первую очередь для лечащих врачей. «Клинические проявления коронавирусной инфекции очень схожи с другими ОРВИ, но методы лечения отличаются. Если доктор ставит клинический диагноз «Новая коронавирусная инфекция», то, конечно, лабораторное исследование для подтверждения необходимо», — считает эксперт.

Однако, как заявил Properm.ru первый заместитель министра здравоохранения Пермского края Евгений Рожнев, первичное тестирование в амбулаторном звене в регионе введено не будет, по крайней мере, в ближайшее время. «Вы понимаете, какие это деньги? Сотни миллионов. В бюджете Пермского края такие средства не заложены», — сообщил чиновник.

"