Posted 13 апреля 2009, 09:08
Published 13 апреля 2009, 09:08
Modified 2 марта 2023, 17:23
Updated 2 марта 2023, 17:23
Неожиданную реакцию вызвала публикация еженедельником «Новый Компаньон» работы художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное», представленной на выставке, проходящей в недавно созданном Пермском музее современного искусства.
Работа, изображающая делающих внутривенную инъекцию подростков послужила иллюстрацией к материалу культурного обозревателя издания Юлии Баталиной «Состязание оперы с вернисажем», опубликованном в номере 7 (542) от 24 февраля 2009 года, посвященному открытию выставки «Евангельский проект» и премьере оперы «Отелло» в пермском театре оперы и балета.
Иллюстрация привлекла внимание Управления Госнаркоконтроля по Пермскому краю, который счел ее противоречащей нормам действующего законодательства. Для более глубокого осмысления видеоряда и текста были привлечены эксперты из Пермского государственного педагогического университета, с помощью которых был вынесен вердикт: «Информация, представленная на картине может способствовать формированию положительного отношения к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ, и их последствиям, а также побудить подрастающее поколение к действиям по их приобретению либо потреблению» (орфография и пунктуация сохранены).
Далее дело было передано в управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю, составившему протокол о том, что публикацией данной картины редакция «осуществила незаконную рекламу наркотических средств, что является нарушением требований ст. 4 ч. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Газета «Новый компаньон» отреагировала на данные действия представителей госорганов публикацией, обнародовавший все указанные обстоятельства. По мнению представителей газеты, ситуация может получить продолжение в судебных органах, чья реакция также непредсказуема.
Комментарии:
Дмитрий Врубель, соавтор работы
Мы искренне удивлены подобной реакцией. Эта картина о любви, любви к детям, о том, что даже таким детям нельзя препятствовать приходить к Богу! Она создана по мотивам фоторепортажа о жизни беспризорников в Одессе. Глядя на них, проникаешься болью, сочувствием, состраданием.
Картина – иллюстрация того, что чтобы не сделал ребенок, на нем нет вины. Вся вина – на нас, на взрослых. В том числе и на тех, кто сейчас не хочет чувствовать себя виноватыми, стараясь подобными разбирательствами убрать картинку с глаз общественности.
Виктория Тимофеева, соавтор работы
Самая неожиданная трактовка, какую я только могла себе представить! В принципе, художника всякий норовит обидеть, однако, если пользоваться тем же алгоритмом, можно обвинить Илью Репина в пропаганде домашнего насилия ("Иван Грозный убивает своего сына»), рабского труда ("Бурлаки на Волге»), или разжигании межнациональной розни ( «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). «Тройка» Перова как нельзя лучше соответствует пропаганде рабского труда несовершеннолетних. Пикассо можно приписать пропаганду алкоголизма, Тулуз-Лотреку – проституции, еtc.. Наверное, нет ни одного художника, не создавшего произведения, за которое при желании нельзя бы было предъявить хотя бы
Ольга Дерягина, главный редактор еженедельника «Новый Компаньон»
Управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю усмотрело в публикации материала «Состязание оперы с вернисажем» признаки пропаганды употребления наркотических средств и составило протокол о возбуждении дела по соответствующей статье (6.13) Кодекса об административных правонарушений.
Такой подход меня удивляет. Претензии предъявлены не к содержанию статьи, а к фотографии картины, которая выставлена на всеобщее обозрение на выставке «Евангельский проект». Почему госорганы предъявили их нам, а не авторам работы или организаторам выставки? Вообще возникает вопрос о задачах, которые стоят перед управлением по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю, инициировавшем проведение экспертизы по факту публикации.
Никаких действий сейчас мы предпринимать не собираемся. Если дело будет передано в суд, будем отстаивать свою позицию там. Надеюсь на компетентность и профессионализм судей.
Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства
Точно так же, как фильмы о войне не являются пропагандой войны, эта картина не является пропагандой наркомании.
Искусство – это не лекарство, а боль. Художник выявляет текущие проблемы общества, именно в этом его задача.
Скрывать факт наличия детской наркомании не есть способ борьбы с ней. К сожалению, наркомана у нас зачастую приравнивают к преступнику. А ведь он больной человек, такой же сын Божий, как и мы, и он тоже достоин милосердия. С точки зрения художников эта работа о том, что дети достойны не презрения, а жалости и помощи. И бороться надо не с детьми, попавшими в плохую ситуацию, а с наркоманией!
Борис Мильграм, министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края
Необходимо очень аккуратно относиться ко всему, что может быть вырвано из контекста. В экспозиции выставки картина смотрится абсолютно органично и никаких вопросов не вызывает.