, в деревне Васькино Суксунского района закрывают единственную в крае марийскую школу. Точнее, из так называемой основной школы (девятилетки) в Васькине останется лишь начальная (1 — 4 классы), а средние и старшие школьники будут ездить за 15 км — в село Сызганку. Там тоже неплохая школа, но марийский язык в ней не преподается.
Село Васькино довольно захолустное место. Ближайшие известные города там — Кудымкар, вотчина коми-пермяков, и Кунгур с его знаменитой на весь Урал ледяной пещерой. К Васькину, а также ко всему соседнему «кусту» деревень и сел, Иванькову, Юлаеву, Бердыкаеву, Чекарде — не проложено крупных автодорог.
Население близлежащих марийских деревень бьёт тревогу: долгие годы образовательное учреждение оставалось центром национальной культуры, язык марийцев здесь не только изучался, но и использовался как разговорный. Завуч Васькинской школы Любовь Николаева говорит, что уже 5 лет школа не имеет лицензии из-за ветхого состояния здания. Местные жители утверждают, что власти ничего не сделали для того, чтобы эта лицензия появилась. Теперь, если школа будет закрыта, местным школьникам придётся ездить в соседнее село. Однако родители учеников не намерены отдавать детей в русскоязычную школу. Марийцы настроены решительно и говорят, что вне зависимости от решения властей 1 сентября занятия в Васькинской школе начнутся.
Глава Суксунского муниципального района Александр Осокин зявляет в свою очередь, что «активисты мутят воду». По его словам, средняя школа в деревне Васькино действительно будет закрыта, а на её месте будет построено новое здание школы для начальных классов. «Люди будут очень довольны, моя совесть здесь чиста», — резюмирует Александр Осокин. Глава района добавляет, что в соседней деревне, куда придётся ездить ученикам Васькинской школы, более 70% школьников — марийцы. Таким образом, Александр Осокин убеждён, что национальной идентичности сылвенских марийцев ничего не угрожает.
Однако все дело в том, что школа в сельской местности — это своего рода центр сборки пространства, наряду с клубом или правлением еще «живого» колхоза. В случае Васькина — это центр сборки марийского меньшинства в Пермском крае, которое, в случае закрытия последней марийской школы, опасается за свою идентичность и предсказывает скорое вымирание всей общины.