Posted 5 декабря 2011, 10:40
Published 5 декабря 2011, 10:40
Modified 2 марта 2023, 16:48
Updated 2 марта 2023, 16:48
Процесс подсчета голосов — кульминация работы не только избирательной комиссии, но и наблюдателей. Именно в этот момент надо быть предельно бдительным, чтобы не проморгать многочисленные нарушения, которые буквально заполонили интернет. Для того, чтобы понаблюдать изнутри за работой комиссии и убедиться в отсутствии нарушений (или поймать за руку злоумышленников), корреспондент Properm.ru на правах журналиста зарегистрировался на одном из участков в центре Перми, в избирательном округе №5. Результаты оказались неожиданными.
Ровно в 20 часов двери избиркома закрываются, о чем громко объявляет председатель. Теперь выходить из помещения не разрешается никому, а работа комиссии до окончания всех процедур не должна прерываться даже на пять минут.
На этом этапе каждая процедура тщательно протоколируется, а любая, даже самая незначительная ошибка может стоить комиссии нескольких часов пересчетов голосов.
Первое, что необходимо сделать — посчитать количество неиспользованных бюллетеней. Явка на нашем участке не достигла и 50%: из зарегистрированных на момент окончания голосования 1479 избирателей проголосовали только 662 человека. Еще 25 «заказали» выборы себе на дом. В основном это глубокие пенсионеры, которые самостоятельно не могут покинуть пределы своей квартиры.
«Я бы их на работу забрала, в качестве черновиков...»
Забегая вперед, скажем, что ритуального сожжения неиспользованных бюллетеней, отключения света и захвата избирательного участка не произошло. Члены избирательной комиссии скучали и жалели о переведенной бумаге. «Я бы их на работу забрала в качестве черновиков» — вздыхает одна из членов комиссии, глядя на кипу бумаги, которую придется уничтожить.
Погашенные бюллетени тщательно упаковываются, данные вносятся в увеличенную копию протокола, висящую на стене, и работа комиссии продолжается.
Следующий шаг — вскрытие опечатанных переносных ящиков для голосования. Несмотря на то, что из трех имеющихся ящиков использовался только один, открывать придется все. Наблюдателей надо убедить в том, что они действительно пусты.
Извлеченные из ящика бюллетени сортируются на три кучки по видам голосования, после чего откладываются в сторону.
Данные снова вносятся в протокол. Теперь настало время для самого главного — вскрытия урны для голосования:
Члены комиссии под бдительным наблюдением присутствующих сортируют бюллетени. Наблюдатели могут только смотреть, но ни в коем случае не прикасаться к бумагам. В свою очередь, члены комиссии не должны иметь при себе никаких пишущих предметов — это является грубейшим нарушением.
Первыми подсчитываются голоса на выборах в Государственную думу. Бюллетени сортируются по партиям, испорченные откладываются в сторону.
Бюллетени рассортированы по партиям, после чего начинается их подсчет. Голоса пересчитываются как минимум дважды в присутствии наблюдателей. Те же самые процедуры проделываются в отношении двух других видов бюллетеней.
«За опоганенный город арт-искусством!»
Порадовали испорченные бюллетени, которые их владельцы сделали жертвами социального протеста. Каждый такой бюллетень должен быть подписан как минимум двумя членами комиссии и проштампован. Больше всего испорченных бюллетеней оказалось на выборах по одномандатным округам. Многие избиратели, не сумев выбрать между тремя кандидатами в пятом округе — Сергеем Богуславским, Сергеем Будановым и Николаем Хариным — просто перечеркивали бумагу, либо оставляли все клеточки пустыми.
Желающие проявить народный гнев нередко аргументировали свою позицию. «За опоганенный город арт-искусством!» — написал один из избирателей, перечеркнувший бюллетень.
На другом бюллетене избиратель скрепя сердце все-таки поставил галочку в одной из клеток, но не удержался от язвительного комментария по поводу информации о доходах отдельных кандидатов. «Даже маленькая зарплата дает больший годовой доход. Такие сведения о себе, как будто бомжи». Бюллетень был признан действительным.
«Не ждали»
Подсчет голосов завершается в первом часу ночи, и наблюдатели уже предвкушают финал, но не тут-то было! Далее наступает торжество бюрократии: бюллетени скрупулезно упаковываются в коробки, сами коробки опечатываются. Другие члены комиссии, тем временем, долго и мучительно составляют протокол. Сведения о результатах на участке передаются в вышестоящую комиссию уже в четвертом часу ночи. Коробки отправляются «по адресу» и избирком проводит итоговое заседание.
Выборы состоялись. Их результаты на избирательном участке № 3107 в Перми оказались несколько неожиданными для многих присутствующих. На первом месте оказалась «КПРФ», набрав приблизительно 30,2%, на втором — «Справедливая Россия» с 21,5%. Немного, но все же отстала от «эсеров» «Единая Россия», набравшая приблизительно 20,8%. На четвертом месте — «Яблоко» с 12%.
Похожая ситуация и на выборах в Заксобрание. Если в целом по Пермскому краю за списки «Единой России» проголосовали около 38% избирателей, на «нашем» участке «единороссы» набрали около 22%, проиграв «КПРФ» около 7%! Таким образом, центр Перми действительно проголосовал за коммунистов.