Posted 22 мая 2012, 08:00

Published 22 мая 2012, 08:00

Modified 2 марта 2023, 17:52

Updated 2 марта 2023, 17:52

По ту сторону окна жизни: Интервью о брошенных и мертвых детях

22 мая 2012, 08:00
Ирина Шульц
В Пермском крае открылся уже второй бэби-бокс. Осознают ли инициаторы проекта, к каким последствиям это может привести, Properm.ru выяснял у Елены Котовой.

В Перми чуть больше полугода существует фонд «Колыбель надежды», продвигающий в крае и стране так называемые »бэби-боксы» — места, где можно оставить нежеланного ребенка. На территории Пермского края реализуется проект фонда «Окно жизни». Возникает масса вопросов к организаторам проекта. Кто будет заботиться об оставленных в боксах младенцах — детские дома в Пермском крае регулярно закрываются? Как, не дай бог, не создать «моду» на избавление от детей. Как поступить с матерью, которая бросает свое дитя. Об этом мы поговорили с руководителем проекта «Окно жизни» Еленой Котовой.

- Елена, вы не боитесь, что установка бэби-боксов и пропаганда отправления в них детей могут спровоцировать рост количества брошенных новорожденных?

— Бэби-бокс — это не призыв сдавать детей, это запасной выход. Как в каждом здании есть пожарная лестница, которая нужна не для, а в случае пожара, так и бэби-бокс — это самый последний шаг. Понимаете? Мы не хотим рекламировать возможность избавиться от ребенка, мы стараемся донести до матерей, оказавшихся в сложной ситуации, мысль о том, что выход из нее есть, и этот выход — не бэби-бокс.

— И как вы ее доносите?

— Возле бэби-боксов размещены призывы и списки телефонов, по которым можно обратиться за помощью, эти же телефоны публикуются в СМИ и на нашем сайте. Кроме того, в ближайшее время мы планируем разработать некий навигатор для женщин, в котором будет указано, куда и в каких случаях можно обратиться. Будем раздавать их через детские больницы, женские консультации, детские сады.

— В крае один за другим закрываются учреждения для детей, оставленных без попечения родителей. В начале прошлой недели перестал существовать Нытвенский детский дом. Можем ли мы в этих условиях позволить себе бэби-боксы?

— Отказаться от собственного ребенка не так просто. Для матери это подготовленный, обдуманный и сложный шаг. Поэтому я практически уверена, что оставленных в бэби-боксах детей не будет слишком много, а тех, кто там окажется, смогут пристроить в семьи, или имеющиеся учреждения.

— Сколько детей оставлено в пермском боксе?

— Пока ни одного. Но было уже 14 обращений от родителей.

Наталья Федякина, психолог:Отказ от ребенка для женщины практически невозможен. Это объясняется материнским инстинктом. Мать — при условии, что у нее все в порядке с психикой — сможет отдать своего ребенка только в случае, если будет понимать, что иначе ему грозит опасность.

— Насколько сложна процедура установки бэби-бокса?

— Установить его совсем несложно, сам монтаж занимает пару дней. К тому же, мы смогли найти пермского производителя, который согласился дешево изготавливать сам бокс.

Самым сложным является подготовительный этап — нужно договориться с рядом служб и ведомств, с роддомом, врачами, объяснить им суть проекта, доказать его необходимость и важность. Новое всегда принимается сложно, да и вообще люди, по-моему, отучились верить в хорошее — во всем ищут подвох, как вы сейчас. Вот почему вы не улыбаетесь?

— Я представляю, как страшно ребенку, которого мама оставляет одного в бэби-боксе. Этот страх навсегда останется с ним, я уверена.

— Но это лучше, чем быть выброшенным на помойку, не так ли? Противники нашего проекта, в частности, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, говорят: ребенок, положенный в бэби-бокс как подкидыш, будет лишен права узнать своих родителей. Но позвольте, если мать утопит его в ванной, то он не сможет воспользоваться даже своим правом на жизнь!

— Те, кто высказываются против бэби-боксов, предлагают какие-то альтернативы?

— Многие вспоминают монастыри и церкви, где можно оставлять подкидыша. Но наше главное отличие в том, что ребенок будет под присмотром профессионалов. Через минуту после того, как дверца бокса закроется, его осмотрят врачи, затем он попадет к специалистам органов опеки и попечительства.

— Вы, как женщина, можете понять мать, отказывающуюся от своего ребенка?

— Вы знаете, что по статистике на убийство собственных детей чаще идут нормальные благополучные женщины, оказавшиеся в тупике?

Я удивилась сама, узнав, что наше законодательство предусматривает заботу только о тех матерях, которым присвоен статус неблагополучной. Будь алкоголичкой, наркоманкой, проституткой — и твоей семье помогут. А если у тебя есть работа с копеечной зарплатой, ты стараешься изо всех сил ради своих детей — старайся дальше, но рассчитывай только на себя. Я не стану заявлять, что могу понять такую женщину, но осуждать ее ни я, ни кто другой точно не имеет права.

Подпишитесь