Posted 1 июня 2012, 08:42
Published 1 июня 2012, 08:42
Modified 2 марта 2023, 18:09
Updated 2 марта 2023, 18:09
Журналист газеты «Коммерсант» Дмитрий Ренанский подвел итоги Дягилевского фестиваля:
Следствие впечатляющей художественной результативности форума — его внушительные социологические итоги. Дягилевский фестиваль-2012 уточнил место, занимаемое сегодняшней Пермью на музыкальной карте России: благодаря активности Теодора Курентзиса Пермский театр оперы и балета стал тем «местом силы» начала 2010-х, каким в 1990-е и в первую половину 2000-х был Мариинский театр.
Повторяя петербургский путь, Пермь последовательно превращается в стратегический объект паломничества лучших музыкантов со всей планеты, столичных культурных туристов и статусных западных продюсеров ранга Жерара Мортье. Здесь устанавливаются профессиональные стандарты, зажигаются сверхновые звезды (вроде ставшей открытием нынешнего фестиваля сопрано Надежды Кучер) и начинаются блестящие международные карьеры (под занавес форума из Брюсселя пришла новость о том, что концертмейстер MusicAeterna Андрей Баранов выиграл престижный конкурс имени королевы Елизаветы). Налицо и ключевое сходство: что двадцатилетней давности Мариинка, что современная Пермская опера — театры одного дирижера.
Правомочность этой на первый взгляд неожиданной параллели подчеркивается основными различиями проектов «Гергиев в Мариинском» и «Курентзис в Перми»: первый осуществлялся в годы небывалого театрального взлета, достижения которого удалось счастливо приспособить под нужды оперной сцены, второй реализуется в эпоху всеобщего режиссерского кризиса — и потому, не противореча духу времени, ограничивается прорывами в сугубо музыкальной сфере. Фестивальные выступления Теодора Курентзиса напомнили о том, что процесс смены элит в отечественной дирижерской традиции успешно завершился, и ясно дали понять, что российский исполнительский процесс ближайших лет будет развиваться под знаком конкуренции двух дирижеров, разменявших в начале этого года пятый десяток и оставивших далеко позади старших коллег по цеху, — лидера MusicAeterna и назначенного в начале сезона худруком ГАСО Владимира Юровского.
Предсказать итог этой схватки двух титанов сегодня проблематично: Дягилевский фестиваль-2012 доказал, что едва ли не впервые в новейшей истории российской культуры истинный музыкальный центр страны имеет все шансы сместиться из столицы в регионы — в том лишь, разумеется, случае, если деятельность нынешнего руководства Пермской оперы будет поддержана новой властью Пермского края.