Posted 26 июня 2012, 02:37

Published 26 июня 2012, 02:37

Modified 2 марта 2023, 18:03

Updated 2 марта 2023, 18:03

Что в имени тебе моем: производители меряются товарными знаками

26 июня 2012, 02:37
Почему некоторые названия водки и колбасы могут использоваться всеми подряд, а названия конфет, например, нет?

Одно из последних громких дел в Перми — судебное разбирательство московского холдинга «Объединенные кондитеры» (входит в Группу «Гута») с Пермской кондитерской фабрикой. Суть претензий сводится к использованию общеизвестных советских наименований конфет.

На сегодня ситуация с использованием наименований в производстве тех или иных товаров FMCG (повседневного спроса) решена неравномерно. Почему? Четкого ответа на этот вопрос нет ни у закона, ни у самих производителей.

Как все просто было в нашем детстве: если мороженое — то «Сливочный пломбир», если конфеты — то «Птичье молоко» или «Кара-Кум», если стиральный порошок — то «Лотос». Все эти названия, которым мы доверяем из поколения в поколение, в российской капиталистической действительности превращены в бренды. Более того, если в советское время наименования продуктов использовались предприятиями на основании применяемых рецептур, то теперь выпуск товаров под теми или иными марками (товарными знаками) — прерогатива монополиста на рынке.

Именно так обстоит дело в кондитерской отрасли. Московский холдинг «Объединенные кондитеры» («Красный октябрь», «РОТ ФРОНТ» и «Бабаевский») намерен взыскать с Пермской кондитерской фабрики 35 млн рублей за использование брендов советских конфет (по 5 млн за «Кара-Кум», «Буревестник» и еще 5 брендов).

Московские производители уже получали через суд денежную компенсацию за незаконное использование зарегистрированных ими товарных знаков (название является неотъемлемой частью).

По закону (ч.4 ГК РФ), товарные знаки могут быть индивидуальными, коллективными и общеизвестными. Критерии для признания товарного знака общеизвестным не всегда ясны.

Именно на признании советских конфетных товарных знаков общеизвестными и настаивают региональные кондитеры. То есть, выступают за национализацию брендов. Российские СМИ даже обозвали процессы холдинга «Объединенные кондитеры» с более мелкими производителями «Новой конфетной войной».

Начальник отдела маркетинга кондитерской фабрики «Пермская» Ольга Овчинникова:Мы пытались бороться юридически, но результаты нулевые. Я сомневаюсь, что кто-то будет тягаться с «Объединенными кондитерами». Некоторые названия молока, например, используют все. Почему не со всей продукцией ситуация складывается равномерно, объяснить невозможно. Думаю, что «Объединенные кондитеры» — это слишком большой холдинг, и они находятся близко к правительству, поэтому им удалось развернуть ситуацию в свою пользу.

«Нам приходится выкручиваться, — говорит Овчинникова. — Мы подняли рецептуры 1952-го года, и уже выпустили соответствующую линейку конфет. Визуализация обертки всем знакома, но названия используются другие. Хотя конфеты делаются на том же оборудовании и по той же рецептуре. Мы боимся, что может прийти претензия и по визуализации».

В соответствии со ст. 1508 4 ч. ГК РФ товарный знак может быть признан общеизвестным по решению соответствующих органов исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Однако четкого определения общеизвестного товарного знака просто не существует. Также нет общей, четкой схемы определения общеизвестности товарного знака. Ясно только, что должны быть определены факторы, которые следует рассматривать: степень известности или репутация знака в соответствующем секторе потребления, а также срок действия, продление и географическое распространение использования данного знака.

В качестве примеров общенациональных брендов можно привести колбасу «Докторская» и водку «Столичная» (право на использование наименования, товарного знака и рецептуры водки выдает государственное предприятие «Союзплодоимпорт»).

Примерно такая же ситуация с борьбой за советские названия, к слову, сложилась на рынке бытовой химии. Пермское предприятие «Росса-НИИБХ» выросло из советского НИИ бытовой химии, занималось и занимается разработкой рецептур и сертифицированием продукции. Предприятие «Росса-Пром» (на базе того же НИИ) до сих пор выпускает товары бытовой химии: знакомую с советских времен «Суржу» и «Саниту», а также ряд новой продукции эконом-класса.

Генеральный директор ООО «Росса-НИИБХ» Наталья Дивакова:Право использования товарного знака в советское время было за разработчиком рецептуры, и он решал, кому его доверить. За каждой рецептурой могло быть свое наименование, и право его использования было безвозмездным. В 90-х появилась практика лицензионных соглашений. Что касается старых рецептур, некоторые из них используются производителями до сих пор. Причем некоторые товарные знаки могут быть во всеобщем употреблении, такие не подлежат регистрации. Помните товарный знак «Лотос», широко известный стиральный порошок? Так вот, одна из фирм, производящих СМС, решила зарегистрировать его на себя. Но в итоге все региональные заводы выиграли суд, собравшись вместе. А с наименованием «Прелесть» произошла обратная ситуация.

Наименование и товарный знак «Прелесть» не без борьбы остался за компанией «Арнест». Сейчас многие производители обеспокоены намерением краснодарской компании «Русский стиль» монополизировать советский бренд «Дихлофос».

С одной стороны, несправедливо то, что производитель не может воспользоваться старым названием продукции, выпускаемой десятилетиями. С другой, использование одних и тех же названий и рецептур не позволяет производителю выделиться среди быстро растущих конкурентов.

К примеру, обилие различных «ГОСТов», «пломбиров» и «стаканчиков» практически не позволяет пермскому потребителю идентифицировать ту или иную продукцию — разобраться, кто и что производит. Пермский хладокомбинат «Созвездие», принадлежащий ижевскому холдингу «Комос Групп», использует как старые, так и новые названия.

Инга Казанцева, руководитель отдела маркетинга ООО «Торговый дом «Созвездие»:Часть продукции Пермского хладокомбината выпускается под торговой маркой «Созвездие»: вафельные стаканчики, брикеты, контейнеры. В ассортименте есть «Пермский пломбир», и это название ассоциируется с городом. Наименования, связанные с традициями, отдаются лучшей продукции, любимой пермяками. Торговый дом «Созвездие» в прошлом году вывел на рынок новые позиции мороженого, заявки по торговым знакам направлены в Роспатент. Процесс согласования идет до трех лет, но продукция уже выпускается — это линейка мороженого «Магия» и «Сафари», «Конфетти». Мы считаем, что именно такие яркие, сочные названия могут быть интересны для потребителя.

Проблем с товарными знаками у предприятия нет. Любопытно, что мороженое «Сафари» в 90-х выпускал холдинг «Инмарко».

На рынках, работающих с ГОСТами, золотое правило «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», часто не применяется. Так, производители колбас и сгущенки, к примеру, над названиями не мудрствуют. Однако, в целом по сектору FMCG можно утверждать о том, что специфика нейминга все-таки упирается в традиционность. С этим согласны как производители, так и потребители.

Пермский правозащитник Денис Галицкий, размышляя в своем блоге о процессе с участием пермских кондитеров, проявил патриотизм: «Наверно, кто-то кому-то «дал на лапу», чтобы на историю применения названия закрыли глаза. Я фанат конфет «Кара-Кум», но завтра покусятся на святое. Для меня это «Свердловский кекс», который не менее 35 лет остается таким же, каким я его полюбил в детстве. Меняются производители, а он такой же «ромбик» со знакомым вкусом…».

Денис Галицкий:Товары тоже могут быть достоянием. Кулинарным достоянием, перерастающим в культурное. Есть законная возможность вступить в судебный процесс по конфетам в качестве третьего лица — потребителя, права которого будут затронуты сменой названия конфет. Я подумаю… наверно, вступлю. Интересное дело. Может, кто еще хочет? Помогу. А, может, договорюсь о вступлении общества потребителей…
Подпишитесь