Павел Поляков: Если вчера перебрал, а сегодня за руль, то…

1 января 2013, 09:00
В тяжелое утро первого дня в году Properm.ru выясняет, можно ли к обеду садиться за руль и в чем бесполезность рассола. Беседуем с врачом психиатром-наркологом о водительском похмелье.

«Дожили, я в наркологическом диспансере… — подумалось мне на пороге кабинета экспертизы алкогольного опьянения. — Хорошо, что не по личной надобности».

В тесном коридоре экспертизы не протолкнуться. Бесконечным потоком ДПСники привозят с аварий и пойманных в потоке водителей. У тех стеклянные глаза, и все вместе стоят вдоль стенок. Ждут неизбежного. Чуть дальше опрашивают совсем молодого паренька, зачем он выпил и сел за руль. Оказывается, девушка бросила — он так с депрессией боролся. И ему не стыдно. «Оформляй этих, там еще привезли», «А тот как? Чистый!»… Общаемся с Павлом Поляковым в перерывах между визитами проштрафившихся водил…

— Если вчера перебрал, а сегодня за руль, то…

— То — самый лучший совет — просто не садиться за руль. Выпили и забыли о машине, пока самочувствие не восстановится.

— Когда праздники или отдых, это действительно лучший совет. А что делать, если в жизни случается экстренная ситуация, когда безотлагательно нужно ехать, а накануне употребил?

— Нужно знать, что у каждого человека алкоголь метаболизируется и нейтрализуется в организме в очень разные сроки. Есть некий средний показатель: 100 грамм 40-градусного напитка полностью выводятся за 5 часов. Расчет действует для среднестатистического человека: мужчины ростом около 180, весом примерно 70 кг, среднего возраста. У кого-то период вывода этого количества алкоголя из организма может занять всего 2 часа, а у кого-то через 6,5 часов все еще будет определяться алкоголь в крови.

— Если человек принял за обедом совсем маленькую дозу алкоголя, довольно быстро, по собственным ощущениям, протрезвел, может ли эта доза повлиять на его реакции и быть определена экспертизой?

— Предположим, это доза совсем небольшая, около 50 грамм. Человек быстро почувствует себя вновь трезвым, но анализы выдыхаемого воздуха и мочи обнаружат и этот алкоголь.

— А насколько сильно эта маленькая доза действует на человека?

— Все зависит от индивидуальных особенностей организма человека. Многие ученые утверждали, что небольшая доза алкоголя стимулирует организм, улучшает реакции. Но ведь не ясно, где у человека эта доза заканчивается. Да, после приема алкоголя в первые 20 минут появляется «светлое окно», когда самоощущение становится субъективно лучше. Но реакции становятся уже не те. В эти игры лучше не играть — результат часто печальный.

— Что конкретно делает алкоголь с организмом водителя?

— Если говорить простыми словами, не углубляясь в физиологию и биохимию, алкоголь в первую очередь влияет на центральную нервную систему, где главный — головной мозг. Мозг как управляющий орган отдает команды телу, конечностям. Если руки-ноги не слушаются, значит в командном центре не все в порядке. Нервные клетки, составляющее вещество коры головного мозга, подвергаются действию алкоголя и появляются «результаты»: движения тела и реакции замедляются, возникает ощущение эйфории, водителю кажется, что мир ярок, а сам он — почти Шумахер. Человеку начинает казаться, что он может чуть больше и лучше, чем в трезвом состоянии. Он переоценивает свои возможности. При этом происходят изменения реакций и восприятия расстояний и скоростей — кажется, что можно проскочить между двумя машинами, скорость воспринимается совсем по-другому, движения пешеходов могут остаться незамеченными. И никогда нельзя заранее оценить, какое будет состояние у выпившего водителя — все очень индивидуально.

— Как водителю после праздника понять, что ему уже можно садиться за руль: организм в тонусе, реакции в порядке, в крови 0 промилле?

— Можно воспользоваться вот тем усредненным показателем в 5 часов: выпил 300 грамм водки — отдыхай минимум 15 часов, а еще лучше взять времени чуть больше, с запасом.

— Существуют ли способы самопроверки?

— Можно прислушаться к собственному самочувствию. Выпивая алкоголь, человек ощущает, что его состояние меняется. Когда человек возвращается в трезвость, он тоже это чувствует, субъективно понимает. Грань между субъективным ощущением трезвости и опасением, что алкоголь еще не до конца выведен из организма, очень тонкая. Часто, управляя автомобилем в таком пограничном состоянии, водитель попадает под проверку и при экспертизе обнаруживается алкоголь. То есть уже водитель адекватен, однако норма 0 промилле не соблюдена. Кто-то абсолютно трезвый рядом может объективно оценить состояние: посмотреть, не красные ли глаза, есть ли в выдыхаемом воздухе запах алкоголя. Трезвый человек это точно почувствует и скажет.

— Вроде бы и время вывода алкоголя прошло, и трезвый «эксперт» дал добро, но самочувствие не очень. Как себя взбодрить?

— Рецепт от похмелья один — не пить.

— То есть народные мудрости вроде рассола, чая с медом и лимоном и просто супчик не помогают?

— Помогают. Привести себя в тонус. Но ведь алкоголь они не выводят. Алкоголь выводится примерно по 0,15 промилле в час. Поэтому как ты рассольчики не пей, процесс сильно ускорить не получится. Только самочувствие улучшится, голова перестанет болеть, сердцебиение восстановится. Но организму все равно требуется время на нейтрализацию алкоголя.

— Некоторые люди сидят-сидят, а потом решают ехать за добавкой. И едут же на машине! Это связано с общей безответственностью или с изменениями сознания под влиянием алкоголя?

— Алкоголь растормаживает человека, снимает определенные барьеры допустимости и недопустимости. В трезвом виде человек сам может осуждать такой поступок, но в пьяном виде запросто садится, выезжает на дорогу и зачастую нарывается на проблемы и становится виновником дорожного происшествия.

— Чем водитель, находящийся под действием наркотических веществ, опаснее водителя с алкоголем в организме?

— Под воздействием наркотических веществ также меняется состояние сознания. Если был употреблен стимулятор, такой водитель чувствует себя бодрым, активным, энергообеспеченнным. В таком состоянии могут устраиваться «гонки». Но реакция уже изменена, и далеко не все происходящее человек замечает в нужный момент.

— А галлюцинации?

— Я не встречал. «Грибники» сидят и галлюцинируют тихо, за руль не лезут.

— Нетрезвые и наркоманы как здесь себя ведут?

— Обычная тактика поведения: я ничего не употреблял, у меня все хорошо. Сдаются анализы, которые точно показывают, все хорошо или плохо у него.

— Им стыдно?

— Нет, не всем. Если человек давно употребляет, то для него наличие водительских прав уже не приоритет в жизни. Попался и попался, лишили прав и лишили — будет ездить дальше, без прав. Опасная категория граждан это. Такого посадят на 15 суток, а он потом выходит и снова ездит. Когда его еще поймают в следующий раз…

— Правительство России грозит огромными штрафами для пьяных водителей. И жестким наказанием за повторные «приводы». Как оцениваете? Не великоваты ли штрафы?

— С одной стороны, это хорошо, есть чего бояться. С другой стороны, как взыскивать такие суммы, если человек не трудоустроен, собственности нет. Взыскать штраф в 200 тысяч рублей — как?

— Либо многотысячный штраф, либо срок в исправительном учреждении, либо длительные исправительные работы — как-то так…

— Это было бы правильно. Раз не понял - заплатил, два не понял — заплатил больше. Три не понял — изолировать от общества. Раньше все ездили непристегнутые и считали, что это норма. Ввели ощутимый штраф, который никому платить не хочется. И все стали пристегиваться. Значит, повышение штрафов работает. Но в целом, надо приходить к комплексному исполнению наказаний. У нас пока что нет неотвратимости наказания. И по пьянству за рулем тоже.

— Ноль промилле. Россияне просят отменить ноль, сделать минимально допустимую норму, апеллируют к Венской конвенции. При этом тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что «не готовы вы к ней». Готовы или нет?

— На мой взгляд, не готовы. Когда была минимальная норма, почти каждый водитель спрашивал, сколько ему можно выпить? Но эта норма — больше для врача. Чтобы он мог принять решение, можно ли этому водителю продолжать движение или нужно его отстранить от управления автомобилем. У нас же люди воспринимали этот допустимый минимум промилле как разрешение. В итоге: выпил, изменилось сознание, не оценил адекватно свое состояние, выпил еще, поехал, переоценил свои возможности или же не хватило реакции, трагическое происшествие. А ноль — это железный ноль, либо пил, либо нет.

— Это было мнение нарколога. А мнение заядлого автомобилиста?

— За руль только трезвыми. С учетом наших реалий, возросшего количества автомобилей, с учетом массы неумелых водителей — за руль нужно садиться только в адекватном состоянии.

#Спецпроекты #Мнения #Авто #Пьяный за рулем #Спец_интервью #Павел поляков
Подпишитесь