Как это ни парадоксально, но эспланада в виде нескольких гектаров незастроенной и неблагоустроенной территории в центре Перми, стала одной из визитных карточек города. Пока гости Перми сходятся во мнении «давно пора что-то сделать с этим пустырем», пермяки по неясным причинам продолжают любить эспланаду и гордиться ею в сегодняшнем виде.
Строго говоря, до проекта московского архитектора Евгения Асса, предложившего перегородить площадь перед Театром-Театр деревянной стеной, никакой «проблемы эспланады» в массовом пермском сознании не существовало. Она возникла лишь с варварским уничтожением фонтана, на место которого положили асфальт. На этом работы на площадке закончились.
20 марта, администрация Перми отчиталась перед комитетом гордумы по пространственному развитию о ходе реконструкции 64-го квартала (территория эспланады — Properm.ru). Осенью прошлого года чиновники обещали, что уже весной 2013 года начнется возведение нового фонтана перед Театром-Театр. Сегодня стало ясно: фонтан начнут строить не раньше 2014 года.
14 мая пермские общественники и архитекторы провели заседание дискуссионного клуба «Полезное устройство города: эспланада». На мероприятии пермский правозащитник Денис Галицкий выразил убежденность в том, что городским властям необходимо что-то делать с эспланадой, определиться с ее назначением, так как она представляет собой банальный пустырь, «странное совмещение несовместимого».
Галицкий напомнил собравшимся, что за последние десятилетия рассматривались десятки проектов реконструкции и застройки эспланады. В результате получилась какая-то непонятная смесь: это и не парк, и не мемориал, и не культурный центр, а просто незаполненное пространство, которому пора придать какой-то смысл.
Тем более, что в настоящий момент это пространство используется не более 2–3 месяцев в году: летом здесь проходит фестиваль «Белые ночи», зимой — установлен ледовый городок. Остальные 9 месяцев эспланаду никак нельзя назвать хорошим местом отдыха: недостаток лавочек, зеленых насаждений, зимой ветра, летом — палящее солнце и груда мусора после любых праздничных мероприятий.
После вступительного слова Галицкого бывший главный архитектор Перми Геннадий Игошин поведал собравшимся о том, почему столь лакомый кусок в центре города так и остался не застроенным, несмотря на многочисленные проекты, появлявшиеся со времен Брежнева.
Геннадий Игошин признался, что именно он стал одним из «виновников» того, что в городе появилась эспланада. Работая в 50-х годах заместителем главного архитектора Перми, Игошин сумел убедить вышестоящее начальство не застраивать этот участок пятиэтажными домами после сноса деревянных строений. Позднее на том месте, где располагалась тетрадная фабрика, появился Дом Советов (ныне — здание регионального парламента).
Игошин предложил собравшимся свой собственный проект переустройства эспланады. Архитектор считает, что необходимо использовать подземное пространство «пустыря», построив там торгово-развлекательный комплекс. На месте ТЦ «Пирамида» должен появиться культурный центр или комплекс музеев. А на поверхности эспланады — некий скульптурный ансамбль.
Прежде чем презентовать свой проект переустройства эспланады, другой известный пермский архитектор Мендель Футлик высказал парадоксальное мнение: никакой эспланады в Перми не существует вообще. Есть пустое пространство в центре города, которое лишь по случайному стечению обстоятельств не застраивалось в течение длительного времени. Этому, считает Футлик, пора положить конец.
Проект архитектора предполагает сохранение значительной части площади перед Театром-Театром, строительство двух фонтанов по бокам, расчистку «торгового балагана» за зданием театра с заменой его на подземный торговый центр, наконец, возведение на месте ТЦ «Пирамида» культурного центра, в котором разместились бы музеи и галереи.
Упоминались и другие более-менее известные проекты. В частности, архитекторы вспомнили о предложении своего коллеги Виктора Щипалкина, который разработал самую радикальную концепцию переустройства эспланады, предложив полностью отдать ее под застройку, а на возведенном надземном комплексе создать «райские кущи» — парк под крышей.
Не был забыт и самый обсуждаемый проект последнего времени — предложение московского архитектора Евгения Асса. Работу Асса многие запомнили лишь из-за деревянной стены, которая стала предметом конфликта между властью и общественностью. Геннадий Игошин напомнил, что москвич также предлагал создать небольшое озеро на месте «Пирамиды» и березовую рощу.
Таким образом, все проекты пермских архитекторов нацелены на создание на территории эспланады некой рекреационной зоны. По мнению экспертов, эспланада могла бы стать, например, отличным парком, рекреационной зоной в центре города, а не просто пустырем, обдуваемым всеми ветрами.
Бывший главный архитектор Перми Сергей Шамарин напомнил собравшимся, что пока они дискутируют, пермская городская дума уже выделила на мощение площади перед Драмтеатром и строительство фонтана почти 100 млн рублей.
Активист движения «Суть времени» Никита Федотов поблагодарил архитекторов за то, что в своих проектах они не посягнули на памятник Героям фронта и тыла. Реплика Федотова, судя по всему, стала ответом Денису Галицкому, который ранее предложил перенести мемориал.
Итогом дискуссии стал небольшой список тезисов по вопросу эспланады, своеобразный «заказ общества»:
1) Обязательное создание общей концепции реконструкции эспланады
2) Запрет на строительство объектов «на поверхности» пустыря
3) Увеличение количества зеленых насаждений на эспланаде.
В свою очередь, архитектор Игорь Луговой выразил надежду на то, что в будущем важные городские проекты будут обсуждаться на уровне общества, а не исключительно власти. «Сегодня все решения принимаются в коридорах, кулуарно, как было с проектом Асса. Необходимо восстановить профессиональный градсовет», — подвел итог архитектор.