Posted 24 мая 2013,, 09:00

Published 24 мая 2013,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 16:16

Updated 2 марта 2023,, 16:16

Пермские архитекторы в Кольцово раскритиковали проекты реконструкции «Большого Савино»

24 мая 2013, 09:00
Александр Глушков
Вот как им ответил директор департамента мастер-планирования УК «Аэропорты регионов» Алексей Богатырев: «Вопрос строительства терминала в Перми назрел давно. Если мы сейчас погрязнем в этом, еще 20 лет пройдет, и Пермь будет с этим сараем».

23 мая в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» состоялось выездное заседание рабочей группы Градостроительного совета Пермского края по строительству нового аэровокзального комплекса в Перми. Пермские архитекторы должны были дать добро на один из проектов, предложенных инвесторами. Properm.ru побывал на мероприятии и стал свидетелем оживленной полемики между представителями инвесторов и архитекторами.

Напомним, в конце зимы был определен инвестор для строительства нового пермского аэропорта. Им стало ОАО «Кольцово-Инвест», структура группы компаний «Ренова». В конце апреля стало известно, что разработкой проекта аэровокзального комплекса займется лондонское бюроHintan Associates. На выездном заседании градсовета в аэропорту «Кольцово» рабочей группе не только еще раз презентовали разработки бюро, но и представили новый проект, выполненный российской компанией Nefaresearch.

Согласно планам ЗАО УК «Аэропорты регионов» (включает в себя ОАО «Кольцово-Инвест»), через три года в Перми появится новый аэровокзальный комплекс площадью 28 тыс. квадратных метров. На этой территории компания собирается расположить основной и vip-терминалы, парковку на 600 машиномест, гостиницу и офисное здание. Новый терминал будет расположен слева от старого. Пока идет его проектирование и строительство, инвестор планирует реконструировать существующий терминал, поскольку уже сейчас он не справляется с пассажиропотоком.

Директор департамента мастер-планирования управляющей компании «Аэропорты регионов» Алексей Богатырев в общих чертах рассказал о новом терминале. На первом этаже двухэтажного здания планируется разместить стойки регистрации внутренних и международных рейсов, а также зону выдачи багажа. На втором — зону предполетного досмотра и залы ожидания с магазинами, duty free и ресторанами. Попасть туда можно будет с помощью лифта, лестницы или двух эскалаторов.

Для удобства пассажиров будут работать пять телескопических трапов — по два на внутренние и международные рейсы и один «общий». По сути, разработчикам предложили «вписать» свои проекты в уже существующую концепцию.

Архитектор лондонского бюро Стивен Лью подробно рассказал о том, каким компания видит новый аэропорт. По задумке Hintan Associates, прямоугольное здание аэропорта будет построено из стальных конструкций, декорированных под дерево. Крыша здания будет прозрачной, чтобы «ловить свет», внутри аэропорт будет «простым и просторным».

В ответ члены пермского градсовета раскритиковали идею прозрачной крыши, напомнив, что в Перми большую часть года лежит снег. Архитектор Сергей Шамарин начал с того, что возмутился нерусским названием компании Nefaresearch. Кроме того, он высказал опасение, что в зале аэропорта придется «ставить ведра». А его коллега Олег Горюнов оказался категорически против «фальшивого» дерева. «Подделка железа под дерево совершенно недопустима. Это надо либо убирать, либо делать дерево деревом», — уверенно заключил архитектор.

Второй проект защищал архитектор Дмитрий Овчаров, представляющий московское бюро Nefaresearch. УК «Аэропорты регионов» ранее уже сотрудничали с этой компанией — она проектировала внутреннюю отделку аэропорта «Кольцово».

Nefaresearch предложили для пермского аэропорта концепцию внутренних «стаканов», которые пробивают пространство и дают много света, а также ниши на крыше терминала. В одном из таких помещений архитекторы предложили разместить зимний сад. Хотя сам проект пермяки забраковали, идея с живыми растениями их заинтересовала.

После презентаций представители инвестора попросили членов градсовета выбрать направление, в котором будут двигаться «Аэропорты регионов». Однако пермяки вновь «атаковали» проект. Шамарин и Горюнов потребовали, чтобы инвестор представил им проект планировки территории вокруг «Большого Савино».

Сергей Шамарин:Вы предложили две разных точки зрения, два разных взгляда. Но мы приучены видеть концептуальный подход не столько в фасадах и материалах, сколько в том: «А как мы туда приедем?» «Какой транспорт нас увезет?» «Как развернутся машины?». Эта часть шоссе (Космонавтов — Properm.ru) будет реконструирована при помощи чего? Надо нам развязки или нет? Что будет с площадью? Пока я не увидел ту часть концепции, которая является градостроительной. Это сложнейший узел, который втягивает не только сам аэропорт, но еще и окружающую территорию — подъезды, разъезды, развязки, повороты. Нужно сделать проект планировки значительной территории и предположить, как она может измениться благодаря реконструкции через 20 лет.

Главный архитектор Пермского муниципального района Анна Небогатикова поддержала Шамарина, заявив, что ей «хотелось бы видеть проект планировки не только аэровокзальной площади, но достаточно большой прилегающей территории», поскольку новый аэропорт станет центром притяжения. Эту же точку зрения высказал Горюнов.

Олег Горюнов:Проект планировки надо сделать, потому что без него сумма ошибок будет накапливаться. К моменту ввода в эксплуатацию транспортная проблема уже должна быть разрешена, либо должны быть какие-то понятные перспективы решения этой транспортной проблемы.

Александр Богатырев согласился с доводами пермских коллег и пообещал параллельно с проектированием аэропорта начать работу и над проектом планировки. Однако он призвал архитекторов к какому-то решению.

Алексей Богатырев:Вопрос строительства терминала в Перми назрел давно. Если мы сейчас погрязнем в этом, еще 20 лет пройдет, и Пермь будет, вы меня извините, с этим сараем. Вопросов много, и они накопились не сегодня. Надо работать.

Руководитель КГАУ «Управление автомобильными дорогами Пермского края» Сергей Белоконь отметил, что выбор того или иного проекта еще не означает, что он будет реализован в точности, как на эскизах. Шамарин и Горюнов согласились, но последний высказал точку зрения, которой, наверное, придерживаются большинство жителей Перми.

Олег Горюнов:Я хочу сказать уже не как архитектор, а как пермяк. Я готов на всё, лишь бы этот ужас, который называется «аэропорт» в Перми, закончился. Как в «Кольцово» постройте — и слава богу.

В протокол заседания было занесено несколько принципиальных пунктов:

1) Продолжить работу над проектированием АВК «Большое Савино» и принять за основу первый вариант (архитектурная концепция Hintan Associates).

2) Решить вопрос по разработке проекта планировки прилегающей территории с учетом размещения нового аэровокзального комплекса.

3) К докладу на заседании градсовета представить виды терминала с высоты человеческого роста под разными углами зрения со стороны привокзальной площади и прилегающей дороги.

"