Posted 21 июня 2013, 03:00
Published 21 июня 2013, 03:00
Modified 2 марта 2023, 18:03
Updated 2 марта 2023, 18:03
Properm.ru продолжает рассказывать о городской флоре и фауне. В мае мы пообщались с первым в истории Перми главным городским садовником Владимиром Василенко и узнали, какие оригинальные зеленые насаждения появятся в Перми в ближайшие годы. На этот раз мы встретились с профессором кафедры зоологии позвоночных биологического факультета ПГНИУ.
Орнитолог по специальности, Александр Шепель рассказал о том, что недалеко от центра Перми можно понаблюдать за парой орланов-белохвостов. Эти птицы занесены в Красную книгу России. Еще новость — зимой все реже можно встретить снегирей, зато все чаще — уток, крякв и дроздов-рябинников. В общем, кому интересно, почему в центр города залетают совы, чем опасны голуби и как поведение пернатых на примере Перми доказывает глобальное потепление, читаем интервью.
— Александр Иванович, какое отношение вы имеете к проекту «Соловьиные вечера» в рамках которого пермяки наносили на карту места обитание соловьев?
— Я являюсь председателем пермского отделения «Союза охраны птиц России». Эта одна из акций, которую проводят во всей России. Кроме этого, у нас есть международная акция по учету птиц. Она проходит в первые выходные октября. Мы со студентами уже много лет учитываем птиц. Это не научная работа, но привлечение людей к природе. Есть и зимние учеты, в которых участвует наш союз.
— Как изменяется численность пернатых в городе в последние годы?
— Численность и разнообразие птиц в Перми растет. Я недавно вернулся из экспедиции и могу сказать, что стрижей в их натуральных местах уже не встретишь — они все в городе. Я написал статью «Изменение видового состава и численности птиц за последние 100 лет». Так вот, представляете, большая синица и полевой воробей раньше не гнездились в городе. А сейчас они гнездятся в каждой дыре!
— С чем это связано?
— С хорошей кормовой базой в городе и отсутствием хищников. У нас всего один тетеревятник гнездится в Балатовском лесу, и всё! Сформировалась ниша, которую птицы заняли благодаря этим факторам.
— Увеличение численности птиц в городе как-то меняет среду в целом? Например, известно, что голуби — вредные птицы.
— В свое время я давал рекомендации, как уменьшить количество голубей в городе. Наш голубь — это вообще-то скалистый голубь. Он должен гнездиться по скалам на реках. Но в последний раз мы находили голубиное гнездо на Ирени, в 1986 году. Сейчас он селится только в городах. Почему? Здесь чердаки есть, всегда тепло, и голубь научился размножаться круглый год, хотя у него кладка всего два яйца — это специфический признак вида. Но смотрите, как он поддерживает свою численность! А ограничить численность можно элементарно: закрыть ниши в чердаках. И не будет никаких голубей.
— Чем опасен голубь?
— Это страшная птица. Разносит 18 инфекционных заболеваний, особенно страшное — это орнитоз, потому что человеку часто не могут поставить диагноз. Это заболевание, связанное с дыхательными путями, его часто путают с другими заболеваниями, связанными с легкими. Не нужно брать голубей в руки! Они уже сами к людям лезут, научились есть всё, вплоть до чипсов…
— Раньше голубей разводили в голубятнях…
— Это другое! Была целая культура. Точно также, как другие птицы, которых содержали в клетках. Так, например, соловьев учили петь. Приносили соловья, он должен был быть обязательно один, в «накидке», слушать другого соловья и перенимать от него песню. Если соловей возвращался к паре, то снова начинал издавать свои естественные звуки.
— Сколько видов птиц всего насчитывается на территории Перми?
— Всего в мире 8700 видов птиц, 870 видов — в России, 272 вида — на территории Пермского края и 240 видов на территории Перми.
— 240 видов! И из них мы наблюдаем каждый день от силы десять…
— Почему? Мы можем с вами сейчас пройтись по улице, и я вам сразу же покажу 25 видов птиц. Мы их не увидим, но услышим. Потому что многие из них небольшие по размеру. Например, стрижи. Птица, которая никогда не садится на землю. Если она села, то уже не взлетит. Они все делают в воздухе. Стриж — это птица, которая прилетает одна из самых поздних — в мае, а улетает одна из самых ранних — уже в конце июля-начале августа. Вот кольца, которыми их кольцуем птиц. Тут есть возвраты из Японии, Голландии, Польши…
— В пермских городских скверах и парках на прошлой неделе постригли газоны. Это как-то сказывается на жизни птиц?
— У меня сердце кровью обливается из-за необдуманных мероприятий, связанных с кошением газонов. Есть трава, в ней живут всякие беспозвоночные, и птички их едят. Червячки на поверхности ползают — тоже птицам есть, чего поесть. А тут пришла машина, скосила, все высохло, пахнет травой… А живности никакой нет! Незачем это делать. В лесу же никто не чистит листву, а почему в городе под деревьями чистят? Она что, мешает?
— Давайте поговорим о другой проблеме — исчезновении снегирей. В последние годы их стало в Перми заметно меньше.
— Так и есть. С чем это связано? Все видели дрозда-рябинника — это могучая птица. Еще одна птица, которая крупнее снегиря — это свиристель. И дрозд, и свиристель, и снегири зимой питаются плодами. И потихонечку они снегирей вытесняют. И еще: когда мы ловим птиц паутинными сетями, чтобы кольцевать, снегирь чаще всего гибнет. Почему — неизвестно. Сети положено проверять раз в два часа, но если есть снегири — то точно раз в час.
— Раз более крупные по размеру дрозды вытесняют снегирей, напрашивается вопрос — откуда появилось столько дроздов в городе?
— Человек все сделал для того, чтобы дроздов было много. Все началось в тот период, когда людям выдавали под сады шесть соток. Опушечная линия увеличилась, и тут же возделывали землю. На поверхности появились черви, которыми питаются дрозды. А потом они однажды попробовали викторию и… перешли на нее. Они сейчас чуть ли не птенцов викторией выкармливают! Поэтому многие дрозды сейчас даже круглый год живут у нас. К примеру, ежегодно в «Парке камней» мы видим около 12 гнезд.
— Давайте тогда поговорим о других птицах, увеличивших свое поголовье — утках. В последние годы их явно стало больше, причем многие даже не улетают на зиму. С чем это связано?
— Утка — тоже очень умная птица. Почему-то возвраты птиц семейства утиных, таких как кряквы, гуси, лебеди, идут только из Германии, Швейцарии, Германии. Процесс адаптации птиц пришелся и на наших уток. Опять же, в этом для них есть выгода — нет конкуренции. Те, кто у нас зимуют, сразу же «столбят» себе места гнездования. Они гнездятся на Данилихе, по другим малым речкам. Да в любой луже! В 2008 году мы провели массовое мероприятие по учету крякв и порядка 400 особей насчитали только в пределах коммунального моста через Каму. На другой стороне есть полынья и бытовой сток, где есть, что поесть. А вслед за кряквами в Перми стал зимовать и орлан-белохвост — это птица, занесенная в Красную книгу РФ.
— Вот уж не думал, что они у нас тоже есть!
— Да, три пары ежегодно держатся на Каме. Надо только смотреть в воздух, это такая «машина»!
— Еще одна птица, которую в последнее время все чаще стали видеть в Перми — сова. Этот хищник здесь что забыл?
— Обычно это неясыти (род птиц семейства совиные — Properm.ru). Ничего удивительного в этом нет. Это связано с плохими кормовыми условиями вне города. В 70-х годах в наш зоопарк принесли больше 10 истощенных белых сов. Видимо, это связано с тем, что за пределами города не хватает корма. Филины в городе есть, мохноногие сычи. Филин два раза зимой прилетал в Ботанический сад ПГНИУ. Обыкновенная неясыть раньше жила у нас на чердаке и ела голубей. В географическом корпусе университета бородатая неясыть держалась целую зиму.
— Вы упомянули орланов-белохвостов, какие виды пермских птиц еще занесены в Красную книгу?
— Что вы, их много! В 2008 году мы выпустили красную книгу птиц Пермского края (в нее занесено около 30 видов — Properm.ru). Она висит в интернете. Я был организатором этой работы и ответственным редактором. Можно сказать о тех птицах из Красной книги, над которыми нависла угроза, и о тех, численность которых растет.
К примеру, численность орланов-белохвостов растет. Потому что у него в кладке до четырех яиц, и он есть всё — от падали до уток. Численность сапсана растет, что тоже очень радует. Расстраивает беркут — у него в кладке два яйца, но одного птенца съедают в 99% случаев. А также филин. Мы недавно были в поездке по Обве, где у нас было 5 гнезд, которые мы каждый год проверяли. Последние четыре года — пусто. Но и с большим подорликом (птица семейства ястребиных — Properm.ru) проблема. Нужна специальная программа.
— Если резюмировать наш разговор, то, несмотря на то, что мы постоянно говорим об ухудшении экологии, численность пернатых на территории Перми в целом только растет?
— Увеличивается, и очень активно. За счет чего? Когда говоришь о потеплении климата на конференциях, за это всегда бьют. Потому что доказательств никаких нет. Но мы видим, что степные виды птиц уверенно шагают на север. И это касается всех животных. Вы видели гадюку? В 60-х годах она была распространена на широте Перми. Сейчас она ушла за широту Сыктывкара. Веретеница, безногая ящерица, тоже ушла.
У нас гнездятся на очистных сооружениях ходулочники (птица семейства ширококлювых — Properm.ru) — это кулики с длинными ногами, птицы соленых озер. Какие ассоциации у них вызывают отстойники с соленами озерами? Их видели уже и под Соликамском и Березниками. Кстати, там тоже появляются южные виды — степной лунь (птица семейства ястребиных — Properm, ru), сплюшка (маленькая птица семейства совиных — Properm.ru). Юг наступает на север, причем очень активно. Фауна обогащается, и раз в два-три года мы регистрируем на территории региона новый вид.