Posted 30 июля 2013, 04:00

Published 30 июля 2013, 04:00

Modified 2 марта 2023, 18:04

Updated 2 марта 2023, 18:04

Спецрепотаж Properm.ru: тренируем вестибулярный аппарат с Porsche на пермском картодроме

Спецрепотаж Properm.ru: тренируем вестибулярный аппарат с Porsche на пермском картодроме

30 июля 2013, 04:00
Фото: Properm.ru.
Каждая наша встреча с автомобилями Porsche прокачивает водительское мастерство на полгода вперед.

В 2011 и 2012 году с командой Porsche мы встречались на взлетной полосе Бахаревки. Проверяли машины и на скорость, и на маневренность. Теперь же — трек более серьезный. Профессиональная картинговая трасса, подходящая и для заездов полноразмерных автомобилей. Асфальт здесь не имеет выбоин, конфигурация хоть и одна возможная, но назвать ее простой и легкой нельзя. В общем, далеко не Moscow Raceway, где мы гоняли на Porsche прошлой осенью, но точно лучшее место для встречи с Porsche на пермской земле.

Инструктаж проводит председатель официального Порше Клуб России, инструктор Porsche Driving School и один из самых титулованных автоспортсменов России. Конечно же, Олег Кесельман.

Тонкие материи — дело увлекательное, но ехать-то надо! Оперативно вспоминаем все, чему учили в прошлые разы. И про пятно контакта колес с дорогой, и про характер баланса передне-, средне-, заднемоторной компоновки машин. Про разгон-торможение-руление-разгон тоже вспомнилось. Самое главное — вот:

— «разгоняться-поворачивать» или «тормозить-поворачивать» нельзя. Оттормаживаемся, поворачиваем руль, и только после этого начинаем разгон. Прямики нужно проходить быстро, повороты — технично.

— ощущая недостаточную поворачиваемость, не нужно крутить руль на еще больший угол. Так из ошибки может выйти еще большая ошибка. Как тут не вспомнить слова Рёрля: недостаточная поворачиваемость — это когда ты видишь, во что врезался, а избыточная — когда ты только слышишь.

— правильная, быстрая и чистая траектория — вот что нам нужно. Дрифт — зло от лукавого и только гасит скорость. И вообще: 2 000 инженеров Porsche работали над тем, чтобы их автомобили шли строго по траектории.

Вспомнили! Welcome на трек.

Порыкиванием прогретого оппозитника встречает Cayman. Хлесткий, брутальный автомобиль. Здесь сердце водителя и сердце машины находятся на расстоянии всего лишь 30 сантиметров друг от друга. Живой, горячий механизм трогается с легкого нажатия на газ.

«Урр-рр-ррр», — боромочет за моей спиной, рад, что не застоялся. Ознакомительный круг. Со старта сразу на разгон, левый, оттомозиться перед S-кой, разгон, тормоз в пол и в шпильку… Пульс начинает ускоряться. А ведь все пока что аккуратно, бережно.

Не зря здесь мерцала заранее нажатая «кнопка чудес». Красная пульсирующая S делает машину бойцовым, разъяренным, злым хищником. На только лишь касание акселератора он огрызается ревом шести цилиндров, ревет и визжит резиной, вгрызаясь в каждый миллиметр полотна, хватаясь за него мертвой хваткой крокодильих челюстей. Вот таким я его помню с Moscow Raceway. Правда, там и скорости были запредельные для нашего картодрома.

К чему про Boxster? Потому что он следующий. Автомобиль для фана и драйва. Верх можно убрать, пустив в свою жизнь еще немного ветра, легкости, восторга. Летом, за городом, где-нибудь в Геленджике. Но все же — здравствуй, мой хороший.

Он живой. Легонький и податливый. Ощущение, что не только мотор бьется рядом с твоим сердцем, а все нервные окончание его, дышащего и думающего, вживляются в твой спинной мозг. И вы становитесь единым целым. Ну да, обвиняйте в шизофрении, наблюдая за поглаживанием теплого металла крыльев, нежного шепота. И я не в одиночестве, у нас тут секта. Коллега так же нежно наглаживает капот.

«Третье поколение Boxster — эстетика, техногенная гармония, пропорции и утонченность. Здесь выштамповка подоконной линии переходит в воздухозаборник! А кромка спойлера перетекает в задние фонари. А?! Интерьер с парящей консолью? Блеск. Я могу вообще никуда не ехать и ходить вокруг него, смотреть на него часами. Браво, Porsche! А если не ехать, зачем тогда вообще жить?» — горячий шепот, лихорадочный блеск в глазах. Врачам звонить не надо, просто дайте проехаться.

Мотор здесь как на стоковой «Каррере». Объем — все те же 3.4 литра, но мощность пониже — 315 против 350 сил. Только кого это волнует, когда есть одно из лучших в мире шасси и тончайшая его настройка? С «Бокстером» до того легко найти общий язык, что все другие машины (и лучше, и даже дороже) разом забываются. Он и продолжение тебя, и как бы твоя часть.

Вот он — полный газ на прямых колесах, умеренно-средний на выходе. Вот они — поздние торможения и ранние разгоны. Повороты с легкими отклонениями руля. Все происходит как бы само по себе. Невесомо, изящно и прытко. Сглупишь — он стерпит. Нагрубишь — отмахнется. Ошибся? Он поправит. А лучше чуть прикататься к нему — иного вряд ли захочется.

Однако сегодня у нас на очереди 911 Carrera. Полноприводный 4S. «Слабовата вестибулярка стала для такого», — поделился после заезда один из гостей тест-драйва, не старый в общем-то отец двоих детей.

Ну вот. А говорят, что 911-й — для людей, познавших жизнь… На деле, 911-й представляет собой тот самый перфекционизм, о котором Олег Кесельман рассказывал нам вместо инструктажа. Машина великой истории, спорной для многих конструкции и выдающихся талантов. Шесть цилиндров, 400 сил, распределяющихся между колесами передовой системой полного привода, скорострельная коробка PDK.

Два круга с легендой. Вертикально стоящий руль, металлическое бурчание оппозита где-то за спиной… Проверка — PDK и подвеска в спортивном режиме, спинка кресла вертикально, руки — «10 и 2», готовность на старт. Глубоко вдохнуть запах первосортной кожи и погнали!

Схема знакома: со старта сразу на разгон, левый, оттомозиться перед S-кой, разгон, тормоз в пол и в шпильку. Скоростной прямик, короткий, за ним сразу правый, он с доворотом правый!

Вписаться в ворота из конусов, смотреть в точку поворота, газ-газ-газ и снова тормоз в пол, до визга резины и колодок, правый (эх, вписаться бы и здесь), распустить, оттормозиться, крутой левый, еще левый и прямик на полном газу — в ворота. Ой, померяйте мне давление или хотя бы пульс проверьте! Цилиндры молотят за спиной, передачи ударно сменяют друг друга. Передышка в три секунды, проезд по стартовой зоне и еще раз так же, только еще быстрее, очертя голову, под хриплый кашель перегазовок.

Carrera 4S — фантастически послушная, цепкая и сбалансированная машина. На сухом прогретом треке его все ведущие не так ощутимы, как могли бы быть где-нибудь на льду замерзшего озера. Но и тут «гребущая» передняя ось помогает, позволяя чуть активнее, более дерзко и смело работать с правой педалью. Задний привод на повернутых колесах в ответ на открытие дросселя огрызается немедленным заносом, а 4×4 вывозит ровно и быстро. Прекрасна решительно вся!

Напоследок все прелести Porsche нам дали испытать в качестве пассажиров. На стартовой зоне ждет 911 Carrera S с мастером за рулем.

Ехать с Кесельманом — бесценно. Видишь все свои ошибки, несовершенства траектории, работы рулем-газом-тормозом, про себя обещаешь сжевать свои права категории В по возвращении. Даже несмотря на то, что замечаний и поправок получил меньше остальных. Там, где нам приходилось на полную включать голову, рефлексы и весь свой организм, мастер гонит во весь опор, дьявольски быстро для такого трека, одной левой (или правой, например) заправляя Carrera в виражи. Такому стоит поучиться!

Смотреть со стороны — восхищение. Как Carrera приседает кормой на разгоне, как послушно-молниеносно меняет направление движения вслед за малейшим отклонением баранки, как хватко тормозит, только дай ей небольшой импульс по левой педали. Нейронная бомба, а не машина! Чувствует мозговые импульсы пилота едва ли не раньше, чем их ретранслирует тело.

Закончим наш рассказ цитатой еще одной гостьи мероприятия. Не всегда длинноногие красотки в шелковых платьях смекают в автомобилях, порой даже PDK от карданного вала не отличают, но и речь зашла вовсе не о самих машинах. Говорили про мужчин на Porsche:

Первое о чем ты думаешь, когда видишь мужчину, который едет в спортивном двухместном автомобиле, пижон. Такие олицетворяют гротескный облик подобный же обратному: низкорослый пузан на большом черном джипе. Совсем иначе обстоит дело при виде мужчине за рулем автомобиля с гербом Штудгарта и гарцующим жеребцом. Мужчина за рулем такой машины сам напоминает породистого коня. Такой может быть и мечтателем, романтиком или бруталом, который пересядет за поворотом с него на мотоцикл и поедет в кругосветку, но никак не дураком. Такой автомобиль добавляет сидящему за рулем +100500 к обаянию и интеллекту. Они партнеры, это вызывает восторг и уважение.

Больше фотографий спортивных автомобилей Porsche на треке можно найти в Фотогалерее ниже:

И еще пару слов о «непрактичности». В ближайшее время нам представится возможность лично убедиться в этом или же (надеюсь) обратном. Мы примем участие в автомарафоне «911 часов с 911», путешествии на Porsche 911 Carrera по России. Наша часть маршрута будет пролегать по автодорогам Татарстана, Башкирии, Челябинской и Свердловской областей, с возвратом в Пермь. Как вернемся — расскажем.

Подпишитесь