Posted 31 июля 2013, 19:06
Published 31 июля 2013, 19:06
Modified 2 марта 2023, 18:04
Updated 2 марта 2023, 18:04
Прошло почти три недели и об очередной «газовой атаке», которой пермяки подверглись 10–11 июля, стали забывать. Памятуя о том, что виновных в предыдущих случаях резкого запаха в Перми так и не нашли, Properm.ru направил запросы во все официальные инстанции, так или иначе ответственные за жизнь и здоровье граждан. Прежде всего нас интересовали причины неприятного запаха и крайне запоздалая информация о том, что неизвестный по сей день газ опасности для пермяков не представлял.
Читая ответы, все больше убеждаемся: на этот раз всё также «спустят на тормозах».
По версии Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, события 10 июля развивались следующим образом. В 15 часов 45 минут из администрации Мотовилихинского районе поступила информация о сильном запахе газа у дома №36 по улице Уральская. Позднее в администрации назвали и другие «вонючие» адреса, которые обрушились на спецслужбы вместе с жалобами задыхающихся пермяков.
Получив информацию, Роспотребнадзор выбрал три точки отбора проб воздуха — на перекрестке улиц Славянова и Смирнова, на Уральской, 36 и на Гашкова, 19. Пробы были взяты на метан, бензол, толуол, смесь ксилолов, этилбензол, стирол, аммиак, хлор и меркаптаны. В Управлении Properm.ru пояснили, что такой набор веществ был определен «исходя из предполагаемого характера загрязнений». Важно подчеркнуть, что первый отбор произошел в 17.30, то есть спустя почти два часа после первых жалоб.
К вечеру в Управление начала поступать информация о запахе и в других районах левобережной части Перми, после чего отбор проб дополнительно сделали на перекрестке улиц Леонова и Геологов в Индустриальном районе. В исследованных пробах воздуха были обнаружены бензол, толуол, ксилол, этилбензол, стирол, метан и меркаптаны — то есть почти все вещества, на которые и производились анализы. Естественно, «в концентрациях ниже максимально допустимых».
Впоследствии Роспотребнадзор продолжал «держать руку на пульсе»: отборы проб производились почти ежедневно в течение примерно двух недель. В одной из таких проб, взятых 12 июля в микрорайоне Садовый, был обнаружен метилмеркаптан в концентрации от 0,0036 до 0,0056 мг/м3. Предельно допустимой считается концентрация около 0,006 мг/м3, однако порог, при котором человек начинает чувствовать резкий запах меркаптана, существенно ниже. «Если есть запах, это еще не значит, что он вреден для человека» — вот как нас успокаивают в управлении Роспотребнадзора.
Как вы помните, основной версией распространения неприятного запаха стал слив неизвестного вещества в канализационный колодец на улице Славянова. Сейчас ее придерживается и Роспотребнадзор. По информации Управления, уже 11 июля на пробы стали брать не только воздух, но воду из канализации. В ней были обнаружены изомеры десульфидов, «обладающие неприятным запахом».
«Анализ и сопоставление полученных результатов исследования атмосферного воздуха, сточных и ливневых вод позволил сделать вывод о попадании в ливневую и хозбытовую канализацию загрязнителя, содержащего меркаптаны, с последующим загрязнением атмосферного воздуха в Перми», — ответили Properm.ru в краевом Роспотребнадзоре.
Вернемся к событиям 10 июля. С Роспотребнадзором разобрались, выясним теперь, что делало в этот момент краевое МЧС, руководитель которого Олег Попов выдал сакраментальную фразу: «Зачем нужно было включать систему оповещения? Чтобы пугать людей?». В личной беседе с корреспондентом Properm.ru Попов объяснил, что по регламенту работы МЧС, в случае подобных происшествий, ставит в известность администрацию губернатора Пермского края, а та, в свою очередь, администрацию Перми. Следовательно, именно на городских чиновниках лежала ответственность по информированию жителей города о произошедшем.
Вопросы о том, почему пермяки не могли дозвониться по телефонам экстренных служб, руководитель ведомства Олег Попов предлагает также адресовать администрации. МЧС молчало о причинах происшедшего еще и потому, что не было оснований для введения режима чрезвычайной ситуации. По словам Олега Попова, в эпицентре запаха на Садовом побывала аварийная бригада ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», специалисты которой определили, что в районе распространения запаха утечки газа нет, а следовательно, нет и причин для паники.
Однако донести эту информации в администрации Перми посчитали нужным только за полночь, ограничившись новостью на сайте.
В администрации губернатора Пермского края всех собак также спустили на городских властей. «Ситуация, возникшая 10 июля, находилась в зоне ответственности городских властей, поэтому информирование жителей было их задачей», — считает руководитель департамента информационной политики Андрей Каменских.
«Возникшая 10 июля ситуация, безусловно, является внештатной, но не относится к чрезвычайным ситуациям природного или техногенного характера, — ответили на наш запрос в горадминистрации. — Угрозы здоровью или жизни населения не было, превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ не зафиксировано. Сообщение было подготовлено и размещено на официальном сайте администрации Перми в 00:10 11 июля, после того, как службы МЧС взяли пробы воздуха и выяснили, что ядовитых веществ, которые могли бы представлять угрозу для жизни людей, в атмосфере нет».
Администрация Перми считает, что заниматься информированием пермяков о происходящем должна не она, а краевое управление МЧС, в котором информацию журналистам давали только по телефону. «Существуют претензии к службам оповещения федеральных структур, в обязанности которых входит не только ликвидация ЧС, но и информирование населения об угрозе их возникновения», — говорится в ответе на запрос Properm.ru.
В полиции рассматривают две версии происхождения запаха — слив неизвестного химического вещества в канализационный коллектор из автоцистерны, либо промышленный источник выброса газа. Однако в МЧС последнюю версию готовы исключить: сразу после происшествия 10 июня были в срочном порядке опрошены директора и главные инженеры всех химических предприятий, использующих природный газ. Безрезультатно: осознавая угрозу возможной ответственности за клевету, руководители заводов указали на свою непричастность к выбросу.
В ходе расследования в краевом ГУ МВД установили, что у ООО «Новогор-Прикамье» заключено 42 договора на слив отходов в хозяйственно-бытовую канализацию. «В настоящее время осуществляются проверки спецавтомобилей, используемых для транспортировки жидких отходов на предмет причастности к сливу. Работа по установлению свидетелей и очевидцев, а также проверке спецтранспорта продолжается».
Продолжаются и проверки предприятий по переработке нефтепродуктов и их отходов. Маловероятно, впрочем, что они дадут хоть какой-то результат: вот уже несколько лет подряд пермяков травят неизвестным веществом и никто до сих пор не ответил ни за одну из «газовых атак». Да и воспоминания об очередном неприятном инциденте скоро растворятся в повседневной рутине: у пользователей «Твиттера», Facebook' а и «Вконтакте» каждый день новые поводы для беспокойства, и неприятный запах среди них далеко не на первом месте.
Что бы там ни говорили власти, пермяки, судя по всему, должны прийти к выводу, что ситуация с вонью на весь город становится «штатной». Как иначе понимать тот факт, что нам до сих пор доподлинно неивестно, что произошло 10 июля, несмотря на поручения губернатора разобраться в причинах смрада. Одна существенная польза в этом дне есть. Теперь мы знаем, как в случае чего будут вести себя спецслужбы и чиновники.
В фоторепортаже скриншоты ответов.