Когда тетради, дневники, рюкзаки и форма к школе куплены, дело остается за малым — найти приличный букет. Накануне дня знаний у памятника Н.Г. Славянову в Мотовилихе шумно — даже неприятный дождь не мешает торговцам цветами вести здесь свой «бизнес». «Этот 200 рублей, а этот — 150!», — гудит аллея на площади Дружбы.
Мы решили поинтересоваться у «частников», насколько прибыльное это дело — продажа цветов. Ведь первое сентября, как и день рождения, в году бывает только один раз.
Галина Александровна только открыла торговлю — еще ни один из нескольких десятков букетов не продан.
— Вот этот 300 стоит, вот этот — 200», — по-хозяйски тормошит букеты пенсионерка Галина Александровна. Она только начала торговлю, поэтому ни один из нескольких десятков букетов не продан. «Есть по 250, есть по 150. Например, гладиолусы идут от 150 до 300. И все — из своего сада. Некоторые выращивают специально к 1 сентября, но я нет. Маленько остается — продаю, — заботливо расправляет гладиолусы в целлофановой упаковке, — Добавка к пенсии.
— Хорошая ли добавка выходит? - задаю нескромный вопрос.
— По весне бывает больше — продаю нарциссы и тюльпаны. Люди соскучились за зиму по цветам и разбирают быстро. Во всяком случае, рублей 200 я всегда приношу домой.
Конкурентов у Галины Александровны много — от самых ближних, таких же продавцов, до цветочных магазинов, которые теперь есть практически в каждом квартале.
— В магазины цветочные не хожу. Но знаю, что там дороже — им ведь нужно окупать собственные затраты, а нам — нет, — рассуждает женщина, — Да и цветы у них привозные. Нет у них ни ромашек, ни циний.
К Галине Александровне подходит покупатель, спрашивает цену букета из сиренево-белых астр.
— Я считаю, что дорого продавать не надо, потому что, когда собирают детей в школу, стараются подешевле все купить, итак ведь затраты огромные, — снова поворачивается женщина.
На улице не утихает дождь. Продавцы находчиво прячутся под большие зонты и полиэтиленовые плащи-дождевики.
Анна Михайловна на аллее тоже не первый год ведет продажу.
— В этом году хорошие цветы расцвели раньше 1 сентября. Это все, что осталось, — объясняет небольшой ассортимент товара пожилая женщина. — Да и у меня всего три сотки, — половина из них — под картошку.
— Я вручную вожу с дачи, поэтому цветов немного, — громко говорит женщина, пытаясь перекрыть шум дождя. — От 100 рублей до 300 за букет, — показывает пенсионерка на оранжевые лилии и фиолетовые с белыми кончиками георгины.
Напротив — молодая женщина Мария бойко заворачивает букеты в яркие упаковочные пакеты, держа зубами ленту для оформления. Она, выходит на цветочную ярмарку каждый год. Одинаково ровные и ухоженные цветы, как выясняется, из магазина.
— Ижевские розочки продаю уже пять лет. И точка есть, и тут выставляю, — рассказывает Мария, не отвлекаясь от упаковки букетов.
— Где больше выручка?
— Практически одинакова. Роза что в павильоне 60 рублей стоит, что здесь.
Озвучивать сумму выручки женщина отказалась, сославшись на коммерческую тайну.
Среди продавцов есть один мужчина — к нему и подходим. Сергей — «старожил» этого места: цветами торгует уже 20 лет. На даче, расположенной в Пермском районе, мужчина выращивает их ко всевозможным праздникам, и даже к 8 марта. В тепличных условиях, естественно.
— Конкуренция сейчас огромная, — говорит Сергей. — В магазинах дороже, но там работают менеджеры, они правильную работу ведут, соответственно, у них задерживаются постоянные клиенты, — оглядываясь, добавляет, — Хотя у нас и качество, и цветы свежее.
На углу у Цирка цветами торгуют две женщины. Одна из них, Галина Пантелеевна, выходит сюда третий год. Букетов у нее немного.
— Я поначалу для себя рощу. Потом уже делаю набор из цветочков, и они выезжают, — женщина кивает на букеты, стоящие в белых пластмассовых кувшинах, — часть остается дома.
— Какова выручка у вас?
— Бывает по-разному. Три букетика продашь, и поехал домой! — женщина заостряет внимание на большом красном зонте над головой. — Если рублей 500 в день заработаешь — очень хорошо. А вообще, знаете, это — коммерческая тайна тут у всех.