Posted 19 ноября 2013, 09:30
Published 19 ноября 2013, 09:30
Modified 2 марта 2023, 17:18
Updated 2 марта 2023, 17:18
Судьба самарского аэропорта «Курумоч» схожа с судьбой пермского «Большого Савино». Первый был открыт в 1961 году, второй — спустя четыре года. После распада СССР хозяйство «воздушных ворот» обоих городов находилось в упадке, но в течение «нулевых» пассажиропоток рос приблизительно на 100 тысяч человек в год. На прошлой неделе Пермь впервые с 1991 года приняла миллионного пассажира, «Курумоч», обслуживающий сразу два крупных города — Самару и Тольятти — вот-вот ждет двухмиллионного. Но, в отличие от Перми, уже вовсю строит новый терминал, который позволит увеличить пассажиропоток до 3,5 млн пассажиров в год.
Инвестором для реконструкции международного аэропорта «Курумоч» было выбрано ОАО «Кольцово-Инвест», входящее в ГК «Ренова». Как мы знаем, именно эта компания в настоящее время пытается пройти процедуру утверждения в качестве оператора аэровокзала в Перми. Камнем преткновения служит позиция краевого УФАС, которое сомневается в чистоте инвестиционного меморандума, заключенного между «Кольцово-Инвест» и правительством края.
Побывав в Самарской области, мы посмотрели на ход строительства нового терминала, который уже в конце следующего года распахнет свои двери перед пассажирами. В том, что это произойдет, сегодня не сомневается никто: стройка идет в три смены 24 часа в сутки и не останавливается ни на секунду.
Новый терминал займет площадь в 41,7 тысяч квадратных метров против существующих 8 тысяч. В Перми, напомним, «Кольцово-Инвест» планирует построить аэропорт площадью «всего» 23 тысячи квадратных метров, но сами проекты очень схожи как по архитектурному решению, так и по технической части. Главное отличие заключается в том, что в Самаре проект уже реализуется, а Пермь еще живет «в ожидании чуда».
Работа по отбору стратегического инвестора для строительства аэропорта «Курумоч» проходила в течение 2010–2011 гг. «Корпорация развития Самарской области» занималась подготовкой документации, разрабатывала план развития аэропорта до 2030 года и критерии для будущего инвестора. Основными факторами были финансовый, юридический и технический.
Как и в Перми, при отборе инвестора и приватизации имущества аэропорта в Самаре возникло множество вопросов, связанных с законодательством. «Мы понимали, какие вопросы у УФАС могут возникнуть, когда придет инвестор, — рассказывает Ольга Серова, — поэтому при заключении инвестиционного соглашения выдвинули условия, чтобы инвестор мог решить их. Эти вопросы были решены в оптимальные сроки».
Соглашение «Кольцово-Инвест» и властями Самарской области предусматривало не только строительство нового аэропорта, но и реконструкцию старого терминала. В развитие существующего аэровокзального комплекса было инвестировано порядка 50 млн рублей. Всего за полгода аэропорт существенно преобразился: вместо двух стоек регистрации появилось восемь, расширилась «стерильная зона», появились новые магазины и пункты питания, построена парковка на 205 машиномест.
Реконструкция старого терминала позволила Самарской области увеличить пассажиропоток на 15% и привлечь новые авиакомпании. По словам исполнительного директора аэропорта «Курумоч» Сергея Краснова, рейсы из Самары в Европу открыла итальянская компания AirOne и испанская Air Europa, увеличила свое присутствие Lufthansa. «Аэрофлот» также увеличил количество рейсов в Москву, «Россия» — в Санкт-Петербург. Как грибы после дождя появились и новые чартеры — в Таиланд, Вьетнам, Индию.
Инвестиции в строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкцию и модернизацию инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Самарской области превысят 5 млрд рублей до конца 2014 года, далее — еще 7 млрд рублей. Генеральным подрядчиком строительства нового терминала выступает санкт-петербургское ЗАО «Компакт». Торжественный старт стройке был дан 19 июля 2013 года. Сегодня первые результаты могут видеть не только участники процесса и руководство «Кольцово-Инвест»: строительство нового терминала транслируется на большом экране в старом здании аэропорта.
В сентябре 2014 года в здании нового терминала начнется отделка, в октябре-ноябре — монтаж технологического оборудования. На 31 декабря следующего года запланирован ввод комплекса в эксплуатацию. По словам Ольги Серовой, в соглашении с «Кольцово-Инвест» предусмотрен ряд контрольных дат, и пока компания выполняет свои обязательства в полном объеме.
В результате Самарская область получит аэропорт с пропускной способностью 3,5 млн человек в год, семью телетрапами, новым грузовым терминалом. На втором этапе реконструкции предусмотрено строительство многоуровневой парковки, гостиницы, бизнес-центра, стоянки для автобусов, а также железнодорожной платформы: планируется, что из Самары и Тольятти сюда можно будет доехать на скоростном поезде.
Тем временем, Федеральная антимонопольная служба готовится принять решение по поводу правомерности заключения инвестиционного меморандума между властями Пермского края и ОАО «Кольцово-Инвест». Если ФАС решит, что соглашение носило антиконкурентный характер, Пермь останется с аэропортом почти полувековой давности еще на неопределенное время.