Posted 3 февраля 2014,, 13:43

Published 3 февраля 2014,, 13:43

Modified 2 марта 2023,, 16:48

Updated 2 марта 2023,, 16:48

Игорь Аверкиев: «17 изменений в Генплан» это очередное пермское чудо

3 февраля 2014, 13:43
«Губернаторская кампания по пропихиванию изменений в Генплан выглядела в духе политических спектаклей Олега Чиркунова» - после описания последствий переноса зоопарка в Черняевский лес, правозащитник взялся за вмешательство в градостроительный документ.

Исполнительный директор Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев продолжил цикл публикаций «Пермяк в вечном ожидании чуда» второй заметкой «Над пропастью в мечтах». Публикуем ее с сокращениями.

История с изменениями в Генплан говорит о том, что пермякам хотя бы иногда мозги и волю надо включать хотя бы для того, чтобы в очередной раз не оказаться «городом лохов», который и сам ничего с собой сделать не может и «для развития» умудряется привлекать почти исключительно хапуг, проходимцев и прожектёров.

Гипотез «пермского торможения» много, и ни одной из них не суждено быть проверенной и доказанной. Констатация в данном случае важнее причин. Одно могу сказать: если кто-то пустится объяснять судьбу целого региона ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО «плохими» или «хорошими» действиями его первых лиц — Юрия Петровича, Олега Анатольевича или Виктора Фёдоровича, я даже спорить не буду — с детьми и недоумками не спорю.

Перестав производить развитие, Пермский край, с одной стороны, погрузился в некий социальный анабиоз (жизнедеятельность основных органов социального организма поддерживается, но сам организм пассивен, погружён в спячку — «происходит ничего»), а, с другой стороны, наш край постепенно превращается в колонизируемую территорию, сдающую свои природные, людские, политические и духовные ресурсы всем, кто протянет руку: столице, окружающим регионам, исламо-кавказским диаспорам и просто проходимцам. Ничейная, без настоящих хозяев, земля с «замороженным населением» и слабыми элитами — лакомый кусок для любого конкистадора или настырного пройдохи.

Оказавшись неспособными обеспечить развитие региону, пермские «верхи» и «низы» совместно выработали целую систему символического и прочего замещения развития. Сублимация и симуляция становятся типично пермскими реакциями на почти любые вызовы развития. «Низы» в этой социальной парадигме жаждут обещаний, чудес и сказок, а «верхи» устраивают им «пирамиды проектов» и «карнавалы презентаций» (http://www.pgpalata.ru/page/persons/culture).

Чтобы подыграть путинскому квази-культу «преобразований и возрождения», в Перми сначала симулируется «культурная революция» (Чиркунов), а затем — «градостроительная революция» (Басаргин). Несколько лет назад официоз и СМИ называли «развитием пермской культуры» массовый завоз в Пермь на «социальные гастроли» московских культуртрегеров, художников, писателей и артистов. Сегодня, по шаблону, «развитием города» называют строительство очередного «советского» спального микрорайона на окраинах Перми и вырубку 10–15 гектаров соснового леса в центре города под новый зоопарк. Главными городскими событиями стали презентации бесчисленных проектов и «фестивали счастливой жизни». Главными городскими персонажами стали временщики, авантюристы и варяги. Местные простолюдины бродят по пермской жизни как добродушные «зомби». Местные элиты не управляют населением и территорией (этим занимается бюрократия «путинской вертикали»), а суетятся в бесконечном поиске тёплого места и источника силы, за который какую только хрень не принимают.

Прошедшая губернаторская кампания по пропихиванию изменений в Генплан Перми выглядела совершенно в духе политических спектаклей Олега Чиркунова — как некий «аукцион чудес». Сначала чиновники из городского департамента градостроительства и архитектуры торжественно описывали спасительные и почти благотворительные для города проекты коммерческих и властных лоббистов, а затем всевозможные шамарины, горюновы, игошины, вайсманы и прочие казённые архитекторы и экологи соревновались, кто красочнее, необычнее и как бы незаметнее похвалит и возвеличит презентованные «чудеса» градостроительной мысли.

Чиновники-рекламщики и архитекторы-зазывалы на публичных слушаниях очень напоминали экстрасенсов, сектантских проповедников, певцов сетевого маркетинга и тренингов личностного роста, которые с напускным энтузиазмом и при полном собственном безверии расписывают легковерному народу невероятные прелести будущей счастливой жизни, которая неминуемо случится, стоит только людям поверить и согласиться. Их товар — «чудо», их «покупатели» — слабые, разуверившиеся во всём, кроме чуда, люди. Их прибыль — ласковое слово начальства и место у кормушки заказов. Ровно те же, кто 2–3 года назад, при Олеге Чиркунове, кипятком писал, восхваляя «новый Генплан», сегодня, при Викторе Басаргине, взахлёб его поносят за избыточную новизну. В итоге их совместными усилиями и нелёгким трудом купленных СМИ над городом воссияли дивные миражи:

В центре Перми — подземный пятиэтажный торгово-развлекательный чертог с безбрежными парковками, с облагороженной пОверху эспланадой, как с «садами Семирамиды», с подземными переходами через все улицы во все стороны, с решёнными раз и навсегда проблемами пробок, парковок и транспортных развязок в центре города.

На безбрежном Бахаревском поле — гигантский новый стотысячный красавец-микрорайон, собранный задарма московскими доброхотами на основе современнейших технологий, с неимоверно дешёвым жильём и с самой современной социальной и транспортной инфраструктурой.

Черняевский лес от «заполонивших» его бомжей, наркоманов и насильников спасёт чудесный испанский «биопарк». Он спасёт деревья от гибели, местных жителей — от грязи и нечистот, а подрастающее поколение — от разврата, преобразует к чёртовой матери все прилегающие к нему микрорайоны, повысит стоимость квадратного метра жилья в них (на благо местных жителей). При этом построят «биопарк» так, что сохранят 80% деревьев, а если мы очень попросим уже сегодня легендарных будущих строителей, то они используют какие-то совершенно чудесные технологии и сохранят почти все прекрасные корабельные сосны.

В СМИ апофеозом этого карнавала казённого PR-а стал знаменитый репортаж из Черняевского леса в исполнении совсем скурвившегося «Урал-Информ ТВ». Корреспондентка, доказывая сомневающимся телезрителям, что большей клоаки и вертепа, чем Черняевский лес, в городе просто не существует и что строительство в нём зоопарка будет просто спасением для бедных местных жителей, разыскала на окраине леса шалаш бездомных и долго демонстративно не решалась в него заглянуть, размышляя вслух о том, «А не увидит ли она в шалаше трупы». Наконец, переборов все страхи своей жизни, она заглянула-таки в шалаш. Трупов, естественно, не оказалось, но нужный осадок в душах пермских «людей-девушек» не менее естественно остался.

В общем, «17 изменений в Генплан Перми» по мановению губернатора Виктора Басаргина превратились в очередное пермское чудо. А чудо для многих моих земляков — это очень важное обстоятельство, ради которого они могут согласиться на всё, что угодно.

И все эти забавы с чудесами происходят в городе с постоянно убывающим населением; с сотнями гектаров ветхого и аварийного жилья в центре (и его не собираются расселять за счёт «новой Бахаревки»); с изношенными коммунальными сетями; с никуда не годной, как минимум, в центре города, транспортной инфраструктурой; с нерешённой проблемой детских садов, с так и не построенными или не реконструированными аэропортом, железнодорожным и автобусным вокзалами, художественной галереей, зоопарком, оперным театром, музеем современного искусства; с набережной, которую несколько лет проектировали, столько же лет пытались реконструировать и, по-видимому, столько же лет будут принимать.

Главным «созидателем» в таком городе оказалась православная епархия. Благодаря её нечеловеческим стараниям, в «новое здание» переполз Краеведческий музей и, видимо, в ещё более «новое здание» перетащится Художественная галерея, а зоопарком проутюжат 25 гектаров городского леса. Очень странный город.

Жадность православных иерархов до земли и недвижимости будет стоить городскому и краевому бюджетам 8–10 миллиардов рублей (совокупные расходы на строительство и ремонт объектов для переселения занимающих церковные здания и земли краеведческого музея, музея PERMM, галереи и зоопарка), которые ещё надо где-то взять. Своими непомерными имущественными амбициями пермская епархия фактически разоряет пермский бюджет (с точки зрения городских интересов, в переезде нуждается только пермский зверинец как абсолютно допотопное и, по сути, варварское учреждение), а святые отцы и ухом не ведут, и заповеди им нипочём (я про гордыню и стяжательство).

И зря многие пермяки «надеются», что во всей этой безнадёге виновата исключительно наша никчёмная власть — с неё, типа, и спрос. Нет, не только и не столько она виновата. Здесь я сторонник простой, старой и очевидной мысли: какие мы — такие и они. Это мы их расповаживаем своей гражданской ленью, легковерием и бесхребетностью, это мы соблазняем проходимцев и рвачей своей вечной и тупой надеждой на принесённые кем-то откуда-то чудеса.

Пермь сегодня даже не на распутье, она — на торжище.

Стоит Пермь с пермяками посреди страны, распахнула объятья: «придите и возьмите меня, только сделайте мне хорошо, только осчастливьте». И все, в ком хоть немного больше жизни, чем в нас, приходят и берут, берут, берут, а Пермь всё отдаётся, отдаётся и отдаётся, а счастье всё не за горами, не за горами, не за горами.

С торжища надо хотя бы на распутье переползти.

Полный текст читайте на сайте Пермской гражданской палаты.

"