Posted 18 марта 2014,, 05:35

Published 18 марта 2014,, 05:35

Modified 2 марта 2023,, 16:29

Updated 2 марта 2023,, 16:29

Эдуард Бояков: Криками «Путин — фашист» ничего не добьешься. Он не фашист. Он наша часть

Эдуард Бояков: Криками «Путин — фашист» ничего не добьешься. Он не фашист. Он наша часть

18 марта 2014, 05:35
Фото: Properm.ru
По мнению художественного руководителя фестиваля «Текстура» Крым сейчас должен показать России, в каком направлении страна должна двигаться.

На своей страничке в facebook Эдуард Бояков выложил колонку «Уроки Крыма». Выкладываем ее с некоторыми сокращениями.

Референдум состоялся. Результаты известны. Они слишком очевидны, чтобы их оспаривать. Поэтому наблюдателей ОБСЕ и не было, потому что ничего другого они не смогли бы обнаружить. Это выбор народа Крыма. Это не политические игры Путина, хотя ему надо отдать должное. В международной политике это блестящий игрок. Когда десять лет назад я услышал от одного очень богатого человека, связанного с вершиной лондонской финансовой пирамиды слова «Путин — политик номер один в мире», я был удивлен. Сейчас, после Ирана, Сирии и т.д., я понимаю, что это так. В конце концов не Киселев, а «The Times» его таковым в 2013 году признала.

Но назвать эффективной внутреннюю политику Путина, конечно, нельзя. И Сурков, и нынешние руководители решали и решают только тактические проблемы. Мы прожили 20 лет в этой стране и не почувствовали ее. Нет идеологии, нет культурной политики, нет самосознания нации, она не объединена. Ее 20 лет разрывали на две части. Заигрывали с советским прошлым и строили рыночную экономику. И с тем (советским) и с другим (рыночным) как-то преуспели. И то и другое окрепло. Мы на пороге серьезного конфликта. Это противостояние — мина замедленного действия, Если мы не хотим повторения украинских событий в России (а я не хочу) — то надо определяться с внутренней политикой. Надо перестать заниматься политической рекламой, надо строить новую Россию. И Путину, и всем нам надо задуматься, в какой стране мы хотим жить и умереть.

Повторю, я не голосовал за Путина. Навряд ли проголосую — только если совсем что-то коричневое будет на месте соперника. Но я уважаю выбор моего народа, и всегда об этом говорил. Да, Путин президент моей страны. Несмотря на то, что меня коробит от нашего гимна и современной риторики медиа. Бог с ним, с гимном, сын вырастет, привыкнет, он же не будет сдавать в универе комсомольский билет как я… А когда в 2038 году Россия выиграет чемпионат мира по футболу, может и я, прослезившись, по-стариковски, как-то подвою, путая слова советского с нынешним. Знаете ли, с европейскими гимнами тоже не очень все гладко, если заглянуть в историю. Взять ту же Марсельезу — «Военный марш рейнской армии».

Но чтобы мы в 2038-м запели таки гимн (сейчас с этим проблемы не только у креативного класса, но у спортсменов даже) надо всем постараться. Всем. И нам, и Путину.

Может я романтик, но мне кажется, шанс есть. Пусть небольшой, но есть. Надо осознать реалии. Надо осознать момент.

Крым может оказаться невероятно важной точкой. Именно сейчас просыпается самосознание русского народа. Русские были лишены этого, лишены культуры, фольклора, истории, религии. Мы были центром, ядром империи и не имели лица. Татары — да, дагестанцы — да, буряты — да, евреи — да. У всех есть идентичность, а у нас не было. Конечно ленинская политика что-то про интернационализм заронила, но стать интернационалистом можно только осознав свою национальность, уникальность. Эту фазу мы должны пройти. Без войн и унижения других. Современный глобальный мир дает эту возможность. Крым должен стать уроком всем.

Запад должен осознать и принять выбор людей в Крыму. Многие украинцы, кстати, голосовали также как русские, это очевидно. Это не Шотландия, не Квебек, не Венеция, не Каталония. Это народное единодушие.

Украина должна осознать чудовищные ошибки во внутренней политике. Надо срочно выстраивать отношения с теми, кто митингует в Донецке и в Харькове. То что творилось 20 лет с русским языком и русской культурой в этой стране — это позор. Когда не издаются книги, когда в кинотеатре в Донецке русский фильм можно посмотреть только дублированным — это… это так просто не проходит. Если Украина хочет себя сохранить, то она должна довериться политикам, способным признать ошибки. Понимающим разницу между национализмом и культурной идентичностью. Не тем, которые, сея рознь, разыгрывая националистическую карту, будут продолжать делить Украину на западную и восточную ради выгоды на ближайших выборах. Только объединив прогрессивных, не противопоставляющих себя другим, русских и украинцев, можно сохранить Украину.

Крым должен осознать вызов и ответственность. Слава Богу, что не пролилась кровь, как на Майдане. Теперь должны победить не антибандеровская риторика, не флаги «Мы родом из СССР», не халявная психология «Путин пенсии повысит», а воля и талант людей, которые живут на этой земле. Это вызов! Надо доказать хохлам, что не зря это все было. Надо доказать москалям, что вы не нахлебники. В конце концов, земли прекраснее, волшебнее и благодатнее найти сложно. Инициатива, демократия, рынок, предпринимательство, образование, современная (совсем не синоним «европейская») культурная политика — вот что должно победить в Крыму!

Россия большая — нам здесь пока не очень удается… Покажите нам, пожалуйста, как можно и нужно, уважаемый автономный субъект. У вас все карты в руках. Устройте народную власть. Честную, чистую и прозрачную. Объявили два госязыка — русский и татарский — срочно добавьте третий — украинский! Их ведь в два раза больше чем татар на вашем полуострове живет. Не наступайте на те же грабли! Зовите, при первой возможности, на гастроли украинских музыкантов и актеров. Издавайте книги, воспитывайте детей современными, открытыми миру, учите языки! А деньги придут и без субвенций и дотаций…

Россия должна осознать свой вызов тоже. Будет еще больше антироссийской риторики на Западе. Возможно будут санкции. Но мы должны объединиться. Хотя бы просто принять друг друга — те, кто на Болотной с Навальным, те, кто с Красными знаменами и те кто ни там, и ни там — таких как я тоже много. Бродский говорил в Нобелевской лекции о русской трагедии, русской революции: «…Сведенная к причинно-следственному минимуму, к грубой формуле, русская трагедия — это именно трагедия общества, литература в котором оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции».

Сделаем поправку на логоцентричность автора. Заменим слово литература на «культура» или что-нибудь более современное, «символический капитал» например. Заменим слово «интеллигенция» на «креативный класс». Смысл останется.

Последнее время Путин много говорит о традиционных ценностях, консерватизме. Он уже не будет либералом никогда. Я тоже за консерватизм. Мне тоже не близки европейская идеология и политика. Но а каком консерватизме идет речь? Построить в России полноценное полицейское государство невозможно. Это факт. Рыночная экономика пронизывает сегодня все общество, от лоточников до олигархов. Построить западное государство тоже нереально. Запад может только помочь развалить страну. Есть ли третий путь? Мы ведь даже не Китай и не Сингапур. Противоречит ли консерватизм свободе, рыночной идеологии, честной конкуренции? Нет, конечно. Нужно искать свой путь. Как те же китайцы. Путин сегодня может стать Дэн Сяопином. Он же хочет, только кто бы ему объяснил.

Мы у очень опасной черты. Нация разделена. Креативный класс — это, конечно, еще не главный игрок на выборах, но перешагивать через него дальше нельзя. Власть, Путин должны осознать — нельзя бесконечно бороться с собственной частью, которая имеет отношение и к сердцу, и к голове. Нельзя дальше действовать в стиле кампании с Пусси-Райот, нельзя сознательно отделять интеллигенцию от народа. Нельзя не замечать сколько писателей, музыкантов раздражены властью, потеряли доверие. Это разделение может помочь сегодня, но завтра так аукнется… Надо объединять нацию. И Киселев в этом не поможет.

Кто бы ему объяснил, что нет другого пути кроме развития культуры, кроме поддержки творческого начала в людях, предприимчивости, свободной конкуренции. Кто бы ему объяснил, что успех церемонии Олимпиады — это торжество русской культуры. Она — наше все. И эта культура — это культура Малевича, Родченко, Ахматовой и Цветаевой, как нам показали на олимпийском стадионе. И наших современников, тех, кто сегодня на острие, в авангарде. Как Георгий Цыпин, который делал с Эрнстом и Болтенко церемонию. Цыпина хорошо знаю, общались когда он с Гергиевым работал, видел его работы не только в Мариинке, но и в Метрополитен Опера, и на MTV Music Award. Вот человек мира! Вот герой! Вот кого надо ставить в пример. Говорухин и Михалков так не смогли бы…

Россия должна становиться открытой страной. Страной, рождающей новые смыслы. Верной традициям. Это не противоречит друг другу. И не надо бояться, что Запад нас всех подомнет и мы все гомосексуальные браки начнем заключать. Наша сила — в нашей открытости. В готовности принять другие культуры и способности осознать свою, не предавать ее.

Я догадываюсь, как многих «традиционалистов» бесит любое упоминание Малевича. Им Шишкина подавай и плевать что он с фотографий рисовал.

Я догадываюсь, как будут хихикать мои либеральные друзья (те, кто остался в друзьях после письма в поддержку позиции Путина по Крыму). Какая мол свобода? Какое творчество?

Да. Я и сам вижу. Шансов мало. Но других совсем нет. И криками «Путин — фашист» ничего не добьешься. Он не фашист. Он наша часть. Он выбран народом, он имеет кредит доверия народа. И нам, интеллигенции, креативному классу, как угодно называйте, надо с этим народом уживаться. Мы друг без друга ничто. И Крым дает пусть маленький, но шанс. И русским, и россиянам.

"